Но что интересно, как отметили и заммэра Москвы Марат Хуснуллин, и главный архитектор Александр Кузьмин, подводя итоги семинара, завершившегося в минувшую субботу, взгляды экспертов, сначала столь противоречивые, по мере углубления в тему все более сближаются. И уже можно выделить направления, в которых все команды сходятся.
На первое место все архитекторы ставят полицентричность, на основе которой должна развиваться Москва с присоединенными территориями. Ибо если и дальше 40 процентов населения будет работать в центре города, как сейчас, то качество жизни продолжит ухудшаться. Ведь сейчас наиболее отрицательно сказывается на нем то, что люди все больше времени проводят в дороге. Вот почему, предупреждают эксперты, если не вывести федеральный центр на новые территории, которые с 1 июля должны войти в состав Москвы, то мегаполис просто получит очередные спальные районы. Чтобы это не произошло лишь потому, что прежняя администрация Подмосковья давно распродала землю вокруг Москвы под застройку жилья (его, по данным Москомархитектуры, там запроектировано 7 млн кв м), правительство города намерено провести ревизию всех заключенных инвестконтрактов. Как сообщил журналистам Марат Хуснуллин, 84 застройщика уже выявлены и переговоры с ними начались. "Там нет случайных компаний, мы уверены, что нас услышат и поймут необходимость создания новых рабочих мест", - сказал он в ответ на сомнения представителей СМИ в успехе этих переговоров.
Субцентров или контрмагнитов - зон концентрации рабочих мест - должно быть, по общему мнению архитекторов, как можно больше. И не только на новых территориях, но и в районах вдоль МКАД и даже в окружности ЦКАД. Если пойти этим путем, то, даже достигнув к 2020 году населения в 22 млн человек, - такой прогноз прозвучал на семинаре - Москва будет иметь плотность населения вдвое меньше, чем сейчас.
Причем можно по примеру Токио размещать рабочие места вблизи крупных транспортно-пересадочных узлов, куда можно добраться только общественным транспортом. Паркинги при этом можно даже не предусматривать. Но наличие транспортного каркаса, связывающего все части агломерации, еще одна непременная составляющая ее успешного развития. На новых территориях должно появиться 4700 км новых дорог. По словам Хуснуллина, если иметь в виду одномоментное строительство, то цифра звучит не реально. Но, если строить по секторам, сначала - там, где нужнее, затем - с учетом завтрашних задач, то почему и нет? Именно так эту работу и представляют себе в столице, в первостепенных планах которой уже значится продление двух веток метро на Юго-Запад, причем сейчас рассматривается и доведение его по поселка Коммунарка - предполагаемого места будущего парламентского центра, строительство Третьего пересадочного контура, реконструкция железнодорожных линий Смоленского и Усовского направлений, а также Калужского шоссе.