27.06.2012 00:04
Культура

ММКФ: Фильм "Если все..." приходит во враждебный мир с открытой душой

В конкурсе "Перспективы" прошел интернациональный фильм из Армении
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №144 (5817)
Фильм Натальи Беляускене "Если все..." представляет в конкурсе "Перспективы" Московского фестиваля Армению. Он касается воспаленного, до войны доводившего спора из-за Нагорного Карабаха, но удивительным образом вселяет в души мир. Потому что это мудрый фильм.
Читать на сайте RG.RU

Первым взрывоопасной темы решил коснуться в кино Микаэл Погосян - режиссер, сценарист и по-настоящему большой актер. Он придумал сценарный ход с девочкой из Саратова: Саша Масленникова приехала в Арцах посадить березу на могиле своего русского отца, отдавшего жизнь за родину его армянской жены. И этот бесхитростный ход позволил трактовать войну как общую беду - а общая беда, в отличие от войны, людей объединяет. В нем - идея покаяния, но не в утилитарно церковном, а в общечеловеческом смысле. В нем девушка из России приносит своим новым армянским друзьям облегчение их душ, отягощенных той самой общей бедой. В нем изначально заложена возможность очистительного катарсиса - редкого гостя в современном кино.

 
Трейлер к фильму "Если все..." Видео: Предоставлено ММКФ

Микаэл Погосян сыграл в фильме и главную роль Гуго, в прошлом командира отряда, которого всю жизнь мучает чувство вины за погибших товарищей. Сыграл так лично и так мудро, что напомнил о временах, когда в кино еще были возможны масштабные характеры и трагедийные роли, какие в столь же интернационалистских картинах играл Серго Закариадзе. Вообще, этот фильм наследует именно таким традициям нашего кино - когда национальная принадлежность не разделяла людей, и когда герои вызывали симпатию - без малейших потуг что-то приукрашивать и о чем-то врать в угоду идеологии. Идеология доверия и открытости фильма прорастает так естественно и спонтанно, что кажется, другой в человеческом общежитии и быть не может.

Построение картины тоже напоминает о классическом приеме советского кино: человек хочет сделать доброе дело и для этого предпринимает путешествие, которое открывает ему много нового, сложного и простого, печального и радостного. Так строились фильмы "Звонят, откройте дверь" Александра Митты или "Телеграмма" Ролана Быкова - их добрый, естественно позитивный настрой сразу приходит на память, когда смотришь первую полнометражную работу Натальи Беляускене.

Режиссер наделен даром внимания - к детали, к одухотворенному пейзажу, к каждому персонажу, даже случайно мелькнувшему в кадре. Пронизанный национальными мотивами, фильм талантлив не только формально. Он богат человеческими талантами - умением слушать и понимать, тянуться к свету и видеть его даже в полумраке. Роль девушки из Саратова играет Екатерина Шитова, которая теперь, говорят, учится на архитектурном, и я надеюсь, что архитектором она будет тоже хорошим - будет придумывать дома такие же естественно, без претензий, позитивные, какой оказалась ее первая главная роль в кино.

Вся творческая команда фильма продемонстрировала ту ансамблевость, какая дается только единомышленникам. Первый импульс каждого - понять. Даже если вчерашние смертельные враги встретятся на границе лицом к лицу - у них всегда есть возможность понять друг друга. Что и стало одной из ключевых сцен фильма.

Это редчайшая птица залетела к нам на фестиваль. В мир, который весь пронизан настороженностью, враждой и предчувствием беды, армянская картина рискнула прийти с открытой душой и дружески протянутой рукой. В дни, когда нас уверяют, что кругом опасно, что на любой стук надо в ужасе замереть, она, как встарь, призывает: "Звонят - откройте дверь". И тем пробуждает в зрителях сложные чувства, где щемящая ностальгия смешана с надеждой. Потому что любить людей, по фильму, нетрудно. Не "своих" и не "чужих" - просто людей.

Мировое кино