От частого употребления термин "здоровый образ жизни" стал настолько заезженным, что в умах большинства людей так и остался лишь фигурой речи. Не ждет ли такая же судьба здоровое питание?
Александр Прокопьев: Формирование культуры здорового образа жизни - вопрос многоплановый. Здесь в первую очередь необходим тотальный ликбез, к которому должны быть подключены и профильные органы власти, и мы, депутаты Госдумы, и общественные организации.
Большинство наших граждан под понятием "быть здоровым" подразумевают "как можно реже посещать врача". А вот граждане, например, европейских стран, США, Японии понимают это как постоянное следование принципам здорового образа жизни, ключевым из которых является здоровое питание.
Структура питания у россиян сегодня просто ужасающая: едва ли не у половины граждан - выраженный дефицит необходимых человеку витаминов, животных белков, практически у всех - дефицит полиненасыщенных жирных кислот на фоне избыточного поступления животных жиров. Наблюдается постоянный рост заболеваний, вызванных хроническим недостатком жизненно важных микроэлементов.
Другая серьезнейшая проблема состоит в том, что сегодня в России 55% людей страдают избыточной массой тела, что вызывает рост сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний. За последние полвека энергозатраты, например, у россиян сократились практически вдвое - с 3500 ккал до 1800 ккал в сутки. При этом наш организм нуждается в целом комплексе необходимых для жизни веществ - нутриентов, получить которые можно только из разнообразной пищи, эквивалентной 5 тысячам ккал в день. Отнимаем от этих пяти тысяч 1800, которые мы сжигаем за день, и остается больше 3 тысяч лишних калорий, которые гарантированно ведут к ожирению. Вот такая простая арифметика и привела развитые страны к новому понятию "оптимальное питание".
Это новый сегмент инновационной и высокотехнологичной продукции, возмещающей недостаток жизненно важных нутриентов - специализированные, обогащенные и функциональные продукты питания, биологически активные добавки. Накопленная за последние десятилетия статистика прямо указывает на взаимосвязь между продолжительностью жизни и сбалансированностью питания. В странах с самой высокой продолжительностью жизни, например, самая высокая доля потребителей биологически активных добавок к пище. Безусловный лидер в этом отношении Япония. 90% жителей этой страны регулярно восполняют дефицит жизненно важных нутриентов за счет биологически активных добавок, а средняя продолжительность жизни в Японии - 82 года. В Америке биологически активные добавки и витамины регулярно употребляют 66% граждан, а общемировой показатель на сегодня превышает 40%. В России ситуация иная. Восполняет дефицит микронутриентов с разной долей регулярности всего от 8 до 15% населения.
А почему в России это направление развивается так медленно? Что является основным тормозом - недостаточная информированность, правовые препоны, банальная бедность?
Александр Прокопьев: Есть целый комплекс проблем. Первая - психологическая. Довольно трудно говорить о продуктах оптимального питания в стране, где еще помнят, что такое отсутствие обычных продуктов. Второе - иная система приоритетов. При тех проблемах, с которыми сейчас сталкивается вся система здравоохранения, вопросы здорового, а более того, инновационного питания не есть вопрос первостепенного порядка. Третье - индустрия оптимального питания как отрасль находится в самом начале своего становления, а все, что было до этого - это дикий рынок, который не только системно не развивался, но и допускал перекосы, что зачастую дискредитировало саму идею.
Самый яркий пример тому - рынок БАД (биологически активных добавок), на котором недобросовестные игроки и компании-однодневки стремились любой ценой получить быструю прибыль, не стесняясь в средствах. Все это привело к тому, что само понятие БАД было дискредитировано. И сколько бы ни говорил безусловный авторитет в области диетологии академик Виктор Александрович Тутельян о том, что биологически активные добавки сегодня - практически единственное для России решение проблемы тотального дефицита жизненно важных нутриентов, само это слово вызывает не всегда адекватную реакцию даже среди людей осведомленных. Рынок оптимального питания и БАД давно нуждаются в упорядочении и создании правил цивилизованного поведения. Все игроки должны понимать: те, кто ведет себя плохо, должны нести наказание.
Есть ли уже конкретные законодательные инициативы?
Александр Прокопьев: Ко мне обратилось Некоммерческое партнерство производителей БАД (НПП БАД), объединяющее крупнейших игроков этого рынка, которые являются добросовестными производителями и понимают, какой ущерб наносят фирмы-однодневки и недобросовестные продавцы БАД. Просят защитить потребителей и ужесточить санкции против недобросовестных продавцов.
В ответ на давно назревший общественный запрос и обращение НПП БАД мы разрабатываем на уровне комитета ряд нормативных документов. Они будут направлены на ужесточение не только сферы регламентации работы на рынке, но и рекламы, и многих других аспектов регулирования. При этом мы постараемся поддерживать и стимулировать инициативы бизнеса, если они направлены на саморегулирование рынка. Например, на состоявшейся недавно в Москве международной конференции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по оптимальному питанию была высказана идея о необходимости разработки стандарта на производство и обращение биологически активных добавок. Это символ "взросления" отрасли и знак того, что она постепенно цивилизуется.
По большому счету задача, которую я ставлю перед собой как член Комитета Госдумы по охране здоровья на ближайшие пять лет, - создать правовое поле, которое позволит, с одной стороны, реализовывать программы по здоровому питанию в масштабах всей страны, а с другой - создать законодательные условия для добросовестного ведения бизнеса в индустрии оптимального питания.