04.07.2012 00:00
Общество

Аэрокосмическая промышленность РФ учится играть по новым правилам

Перевод публикации в приложении Russia Beyond the Headlines в The New York Times
Читать на сайте RG.RU

Елена Шипилова

Специально для RBTH

Городок Железногорск, основанный в 1950 г. на одном из берегов Енисея как центр производства оружейного плутония, затерян в глубине сибирской тайги. Если ты не сотрудник одного из городских предприятий, поселиться там по собственному желанию не получится. А местные жители попадают на территорию только по пропускам.

Проникнув за забор, окружающий город, мы окажемся в СССР времен 1950-х и увидим широкие проспекты, вдоль которых тянутся пятиэтажки. В центре города возвышается здание бывшего кинотеатра "Родина", недалеко от которого находится главный вход завод информационных спутниковых систем (ОАО "ИСС"), где в доперестроечные времена создавались знаменитые на весь мир и самые лучшие в тот период спутники "Космос" и "Молния". В начале XXI века город получил второе рождение, чему в значительной степени поспособствовала программа по созданию навигационной системы ГЛОНАСС - российский ответ GPS.

Символ престижа советских времен

"В 1960-е годы о космосе грезили все жители Советского Союза! Работать на аэрокосмическую промышленность было почетно и престижно", - говорит Владимир Халиманович, который сегодня занимает пост директора Отраслевого центра ОАО "ИСС". Он переехал в Железногорск 47 лет назад из Казани. В те времена чуть ли не каждый студент мечтал уехать в город типа Железногорска, так как считалось, что в закрытые города могут попасть лишь лучшие из лучших.

Соображения престижа относились к числу тех факторов, которые примиряли жителей закрытых городов с тяготами местной жизни. В частности, любой приезд в гости друзей или родственников требовал одобрения службы безопасности. "Это правило действует и сегодня, - говорит начальник цеха предприятия Елена Просвирина. - Первое время необходимость постоянно обращаться за разрешением создавала определенные неудобства, но к этому быстро привыкаешь".

В советское время у жителей таких городов были и другие преимущества. Например, ряд продуктов, которые в обычных городах страны было не достать, здесь находились в свободной продаже. Однако, в отличие от ограничений передвижения, эти особенности исчезли вместе с падением советской системы. В 1990-х гг. жители Железногорска, как и подавляющее большинство россиян, проснулись буквально в другой стране, где действовали суровые законы капитализма. Как и бóльшая часть российских предприятий, завод "Информационные спутниковые системы" лишился львиной доли государственного финансирования. Здесь по-прежнему производили спутники для нужд армии, но новых проектов было мало, и штат предприятия, численность которого на тот момент составляла более 10 тыс. человек, пришлось сократить почти вдвое.

Тем не менее, в 2000-х гг. государство начало инвестировать средства в создание навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, и сегодня оборот ОАО "ИСС" составляет около 20 млрд рублей. На две трети он обеспечивается за счет государственных заказов, а оставшиеся средства поступают от  коммерческих контрактов.

Эпоха капитализма

В 2008 году у ОАО "ИСС" появились международные контракты: израильский спутниковый оператор Space Communication, Ltd. заказал предприятию производство спутника "АМОС-5". Затем, в 2009 г. компания изготовила спутник "Телком-3" по заказу индонезийской PT Telekomunikasi Indonesia Tbk, а впоследствии были подписаны договоры на создание космических аппаратов для Украины и Казахстана.

"Каждый год мы принимаем участие в четырех-пяти тендерах, один из которых обычно выигрываем", - говорит Халиманович. Сегодня на заводе одновременно производится около 40 спутников, включая секретные военные системы, спутники ГЛОНАСС, геодезические и телекоммуникационные спутники для российских операторов.

Увеличение числа заказов позволило компании расширить свой штат, который сегодня насчитывает около 8 тыс человек, причем треть из  них - молодежь до 30 лет. Выпускники авиационных университетов Казани, Томска и Москвы снова стремятся попасть в Железногорск, но теперь их манит туда не только престиж, но и деньги - зарплаты молодых специалистов в "ИСС" вдвое превышают средние зарплаты выпускников вузов по стране. Кроме того, в компании действует программа, позволяющая студентам на последних курсах институтов совмещать учебу и работу, - они проходят обучение на рабочем месте и получают при этом зарплату.

"ИСС” - это отличное место для подготовки профессиональных кадров. Если бы у нас была возможность, мы переманили бы к себе бóльшую часть их специалистов", - говорит пожелавший остаться неизвестным менеджер московской компании, занятой в области строительства спутников.

Приток новых сотрудников благоприятно отразился и на состоянии города в целом - здесь теперь строятся новые жилищные комплексы, где молодые инженеры могут покупать квартиры на льготных условиях -  ОАО "ИСС" оплачивает половину от общей суммы процентов. Тем не менее, сфера услуг в городе по-прежнему находится в зачаточном состоянии: почти на 100 000 человек населения насчитывается лишь несколько кафе, один ресторан, один-единственный ночной клуб и один кинотеатр цена на билет в который сопоставила со столичной, для регионов это дорого. Нехватка заведений, относящихся к сфере досуга, объясняется очень легко: открыть свой бизнес в закрытом городе непросто, предпринимателю приходится проходить огромное количество различных согласований. Поэтому в городе нет никакой конкуренции. К слову, в выходные многие жители города ездят в Красноярск, чтобы провести там свободное время и купить продукты - это гораздо дешевле.

Устремляясь ввысь

Стоимость производства одного спутника составляет около 150 млн долларов США, плюс 50 млн долларов - цена запуска и 20% - страховка. Поскольку малейшая ошибка приводит к потере спутника, проверки проводятся на каждом этапе его строительства. Одним из наиболее зрелищных испытаний является развертывание крыльев - солнечных батарей готового спутника. "Подготовка может занять несколько дней. Испытания начинаются только после того, как сотрудники компании провели полную проверку готовности спутника и поставили свои подписи на огромном количестве различных документов, лично подтверждая качество работ и готовность аппарата, а представители клиента включили видеокамеры, чтобы запечатлеть весь процесс для протокола", - рассказывает Сергей Опенько, главный конструктор электрического проектирования и испытаний космических аппаратов.

Также доступна английская версия статьи.

Наука