26.06.2012 00:40
Экономика

Чиновники из Германии и РФ обменяются опытом местного самоуправления

Германские чиновники поделились с нашими опытом местного самоуправления
Текст:  Анна Розэ (Берлин)
Российская Бизнес-газета - : №23 (852)
В Германии при поддержке российского посольства начала работу долгосрочная программа обмена опытом для представителей российского местного самоуправления и ЖКХ. Первый пилотный проект программы завершился 24 июня. О том, что это за программа, "РБГ" рассказал исполнительный директор Германо-российского форума, автор и зачинатель проекта Мартин Хоффманн.
Читать на сайте RG.RU

- Программа, запущенная Германо-российским форумом, сводит представителей органов местного управления из России и Германии. Хотелось бы узнать, каковы ее цели?

- Мы хотели бы начать совместную работу в очень важной для наших стран области - местного самоуправления, чтобы достичь более глубокого уровня общения между гражданами и чиновниками. Кроме того, партнерство между отдельными городами, на мой взгляд, - недооцененная сторона российско-немецкого сотрудничества. На этом уровне мы можем лучше достучаться до каждого отдельного гражданина, завязать очень важные для нас контакты. Повседневное общение с властями - одна из проблем гражданского общества в России. Для каждого гражданина важно, чтобы он быстро получил визу, чтобы по его делу было быстро принято решение в местной администрации. Мы убеждены, что в Германии за последнее время именно в этой области было очень много сделано. Поэтому мы и разработали эту специальную программу, которая соединит не только немецких и российских чиновников, но и этих самых чиновников с представителями негосударственных организаций. В течение первого пилотного проекта программы мы хотели показать и рассказать нашим российским друзьям, как организована работа местного самоуправления в Германии.

- Поможет ли программа будущим экономическим связям предприятий и регионов наших стран?

- Мы стараемся через уровень местного самоуправления проложить дорогу для будущих экономических контактов различных регионов России и Германии. Ведь среди наших гостей участники программы из Самары, Якутии, Ульяновска, Перми, Владимира, Волгограда. К сожалению, пока что основной объем инвестиций сосредоточен в Москве и Петербурге, а немецкие предприятия хотели бы получить широкий доступ в регионы России. Для них российская провинция - пока еще абсолютная загадка. Однако опыт показывает: когда представители городов непосредственно завязывают контакты с немецкими средними и малыми предпринимателями, то у последних снижается "барьер недоверчивости". А это благоприятно для общего потока немецких инвестиций в российскую экономику. Наши бизнесмены еще немного опасаются открывать для себя российскую глубинку и не совсем понимают, с чем они будут иметь дело. Даже если они получают очень заманчивое предложение, то скорее недоумевают, а не радуются. Для предприятий же очень важно чувствовать себя в доверительной атмосфере. Так что если они с помощью наших программ найдут точки соприкосновения с представителями администрации на местах, то потеряют страх "первопроходцев". В этом и состоит наша главная идея поддержки промышленности с помощью контактов на уровне местного самоуправления.

- Кто финансирует вашу программу?

- Немецкий Фонд им. Роберта Боша, а также федеральный Фонд политического образования. Для всех участников этой программы важно поддерживать обмен опытом на уровне, приближенном к повседневной жизни. Мы очень рады, что для нашего первого проекта в рамках этой программы мы нашли такое солидное финансирование. Однако этот проект имеет длинную предысторию: мы уже в течение нескольких лет организуем конференции и семинары по повышению квалификации для представителей российских органов местного самоуправления под общим названием "Государство и граждане".

- Сколько человек принимает участие в программе на этот раз? Будут ли они платить из своего кармана за все путешествие?

- Всего двадцать российских чиновников принимают участие в нынешней интенсивной программе. К счастью, финансирование нам полностью удалось получить от наших спонсоров - двух вышеназванных немецких фондов. В это входит полная десятидневная программа с посещением пяти различных городов. Лишь билет на самолет из России и обратно участники должны оплачивать сами.

- Расскажите подробнее о содержании программы.

- В Берлине участники программы посетили семинары по темам "Диалог граждан и администрации", "Перспективы местного гражданского общества", "Взаимодействие администрации и частного сектора в России и Германии", а также тренинговые программы под общим целевым названием "Администрация - промышленность - граждане". Состоялись дискуссии с представителями общенемецкого "Съезда городов" федерального Ведомства по административному управлению о менеджменте качества на уровне местной администрации. Затем группа поехала в Ганновер, чтобы непосредственно познакомиться с работой местной администрации на примере отдельно взятого Ведомства по делам граждан. Там же они встретились с бургомистром города и президентом региона Ганновер. В Кельне участников программы также приветствовал бургомистр. Затем они посетили предприятия ЖКХ и познакомились с тем, как граждане непосредственно участвуют в работе местного самоуправления. Тему энергоэффективности обсуждали на семинаре в акционерном обществе "РейнЭнерги АГ" - это главный поставщик электроэнергии региона. В Дрездене российские гости познакомились с трансформационными процессами после объединения Германии. Ведь Саксония - бывшая земля ГДР, так же, как и многие российские области, внезапно оказалась в условиях рыночной экономики. Я думаю, для россиян очень важен обмен опытом в этой области. Затем в Штутгарте обсудили тему экономического и общественно-социального партнерства городов.

- Это довольно престижное мероприятие. Кто отбирал участников с российской стороны?

- У этого проекта давняя история. Я готовил концепцию программы совместно с руководителем Всероссийского совета муниципального самоуправления Вячеславом Тимченко. Ему я полностью доверяю и абсолютно доволен совместной работой по отбору участников. Мы совместно организовывали программу для городов-партнеров. И в тот, и в другой раз нам удалось заинтересовать очень много людей.

- Какие интересы преследует немецкая сторона?

- Мы заинтересованы в том, чтобы российские и немецкие граждане встречались и обсуждали похожие проблемы. Мы убеждены, что в наше время стратегическое сотрудничество России и Германии во всех областях экономической и общественной жизни необычайно важно.

- Какие темы вы считаете особенно важными в этой программе?

- "Автомобильный город Вольфсбург". На этом примере мы хотим показать российским участникам, как успешно может функционировать моногород, построенный на базе одного градообразующего предприятия, в этом случае - завода "Фольксваген". Например, как можно устроить диверсифицированную промышленность и сферу услуг в таком городе, как выстроить инфраструктуру. Очень важно также посещение Кельна, который в Германии считается образцово-показательным городом по организации местного самоуправления, повернутого лицом к гражданам.

- Какие идеи обсуждали в сфере коммунальной администрации?

- Во-первых, как приблизить власть к обществу, как сделать территориально-общественное самоуправление эффективнее - как на уровне администрации, так и отдельных домовых комитетов. Одна из интересных идей - использование Интернета в административной деятельности местного самоуправления: не только чтобы облегчить работу, но и повернуться лицом к жителям. Понимаете, во времена моей молодости я тоже должен был просиживать километровые очереди в местной администрации. Теперь все формальности, от получения какой-нибудь справки до паспорта, занимают несколько минут. Вам еще и кофе принесут. Если же чиновники в каждом заявителе видят потенциального противника, тогда все происходит намного сложнее, а это весьма неэффективно, затратно, неэкономично.

- Обсуждались ли проблемы ЖКХ?

- Это интересный ракурс темы. Наши гости сами обозначили эти проблемы в России - изношенность фондов, низкая энергоэффективность, непрозрачность тарифов, слабое развитие конкуренции между экономическими партнерами, увеличение расходов, необеспеченных доходами.

ЖКХ