26.06.2012 00:45
Экономика

В России выявили рост интереса к прямым инвестициям

Популярность прямых инвестиций растет
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №23 (852)
Если у вас много денег, постарайтесь не доверять их никому. Но если все-таки решили доверить, один из самых лучших вариантов размещения - это private equity, то есть инвестиции в ценные бумаги, не обращающиеся на бирже. В этом убеждены участники Форума по альтернативным инвестициям, который прошел в Москве. О том, что популярность прямых инвестиций растет, говорит также появление в России Национальной ассоциации участников рынка альтернативных инвестиций (НАУРАН). Ассоциация была зарегистрирована полгода назад, сегодня в нее входят 16 private equity фондов.
Читать на сайте RG.RU

Как отметили эксперты, у private equity есть как плюсы, так и минусы. Такого рода вложения не растут быстро, но и не падают стремительно в случае кризиса, заметил исполнительный директор НАУРАН Кирилл Самсонов. Финансовая отдача от них высокая, они обладают достаточно высоким уровнем управляемости. К плюсам также относится возможность для инвестора поучаствовать в частной компании, у которой нет цели каждый год показывать уникальные результаты. Это позволяет сконцентрироваться на долгосрочных задачах, способных значительно повысить стоимость компании, пояснил директор Российского фонда прямых инвестиций Константин Рыжков.

Минусы private equity - это отсутствие ликвидности, средне- или долгосрочная перспектива выхода (практически нет возможности достать вложенные деньги раньше срока) и масштаб (невозможно инвестировать маленькие средства). "Основная цель выхода из private equity - либо продажа этих ценных бумаг такому же стратегу, либо IPO на бирже. Отчасти поэтому и важно развивать private equity, потому что они являются двигателем рынка ликвидных инструментов", - заметил Рыжков.

Private equity проходят три этапа развития. Первый - это собственно инвестирование, которому предшествует глубокий анализ и принятие решения о покупке миноритарного, блокирующего либо контрольного пакета. Далее следует достаточно длинный (3-5-7 лет) этап развития компании, создание ее дополнительной ценности (продвижение новых продуктов, выход на новые рынки и т.д.). По словам Рыжкова, как правило, люди, вкладывающие частные инвестиции в компанию, привносят иной взгляд на нее, чем те, кто ее создал. Достаточно много работы проводится private equity фондами с точки зрения реструктуризации балансов компаний. "Многие компании очень хорошо знают, как работать и что делать в своей узкой отрасли - например, производить станки. Но им не хватает ни масштаба, ни знаний для того, чтобы концентрироваться на структуре долгового заимствования, на его стоимости, на возможных приобретениях, которые могли бы увеличить стоимость компании. Это один из элементов, с которым работают private equity менеджеры", - говорит Рыжков.

Самое важное в любом private equity - это продажа компании. Заключительный этап выхода - то, ради чего менеджеры работали, ради чего они создавали в течение 3-5-7 лет дополнительную стоимость, чтобы продать свою долю и заработать ожидаемый высокий уровень доходности.

Существует несколько видов private equity, которые концентрируются на тех или иных способах увеличения стоимости компании. Первые - компании, вышедшие из венчурных фондов, которые работают за счет органического роста, обладают достаточным опытом как в менеджменте, так и в отраслевой специфике. Вторые - buyout, один из самых старых видов private equity. Эта область началась с американских инвесторов, которые осознали, что за счет использования долгового ресурса можно получить дополнительную прибыль за счет экономии на налогах и использования денежных потоков, которые компания генерирует, на погашение этих налогов. Все более популярным становится третий вид - покупка проблемных активов. Среди видов private equity также - венчурное инвестирование, мезонинный капитал (симбиоз акционерного и долгового капитала) и вложения в инфраструктуру. Один из видов вложения в инфраструктуру - это инвестиции в гостиничный сектор. Показательно, как изменяется структура сделок в этой сфере в Европе. "Когда мы выходили на этот рынок в начале 2000-х, огромную популярность получили портфельные инвестиции - большие, очень большие, средние. Сегодня даже индивидуальные гостиничные проекты начинают рассматриваться хорошо диверсифицированными инвесторами как разумное управление рисками, и они идут в них", - отметил партнер компании VIYM Андрей Якунин. Показательно также, каким образом распределяется структура инвестиций в портфелях и в отдельно взятых объектах. Основное отличие, которое здесь существует, касается двух вещей - это состоятельные люди и private equity. И то, и то имеет больший удельный вес в портфелях, чем индивидуальные инвесторы. Самый большой прирост в 2011 году, по словам Якунина, обеспечили деньги, которые пришли из private equity. Он добавил, что вложения в гостиницы, так же как и другие виды private equity, не так быстро растут, но и не падают в случае кризисов. Кроме того, можно использовать их как хедж высоковолатильных портфелей.

В России есть некоторые законодательные ограничения, которые препятствуют участию private equity в гостиничном бизнесе. Однако эксперты обращают внимание и на ограничения инфраструктурные. Гостиничный фонд даже самых передовых российских городов - Москвы и Санкт-Петербурга - в несколько раз отстает от уровня Лондона, Йоханнесбурга и других городов. С другой стороны, моральное и физическое устаревание советского гостиничного фонда можно рассматривать и как плюс: как отметил Андрей Якунин, это означает, что есть зажатый спрос и, соответственно, есть куда развиваться.

Для тех, кому инвестиции в недвижимость кажутся недостаточно экзотичными, существуют другие виды альтернативных вложений - например, в произведения искусства. По словам управляющего директора российского представительства аукционного дома Christie s Мэттью Стивенсона, с точки зрения финансовой отдачи сегодня наиболее выгодно инвестировать в произведения импрессионистов и модернистов, а также в послевоенное и современное искусство. Чтобы проиллюстрировать уровень доходности подобных вложений, г-н Стивенсон привел в пример картину одного из основателей импрессионизма Клода Монэ Le Pont du chemin de fer a Argenteuil. В 1963 году она была продана за 77 тысяч фунтов стерлингов, а в 2008 году - за 41,5 млн долларов. Таким образом, стоимость полотна за 45 лет выросла более чем на 38 тысяч процентов.

Инвестиции