Автору этих строк как последовательному этатисту (этатизм - активное участие государства в экономической жизни общества) по большому счету все равно, кому из олигархов достанутся лицензии на разработку тех или иных месторождений, главное, чтобы государство и местное сообщество не оставались внакладе. В данном же случае бюрократический беспредел (простите за сленг), ущемляющий интересы и страны, и региона, иначе как вопиющим коррупционным случаем не назовешь.
Судите сами. В упомянутом конкурсе помимо ММСК принимали участие ООО "Горнорудная компания Урала" ( по данным СМИ обе эти компании являются структурами ОАО "УГМК"), а также ОАО "ГМК "Норильский никель", являющееся одним из мировых лидеров в области производства цветных металлов. При этом основными видами деятельности ММСК являются переработка медных концентратов, медной руды, клинкера производства цинковых заводов.
Как следует из информаций СМИ (официальной публикации результатов конкурса до сих пор нет), за право разработки Еланского и Елкинского никелевых месторождений "Норникель" предлагал 1,2 млрд рублей, в то время как УГМК предложила за каждого "своего" участника всего по 180 млн рублей.
Идем дальше. "Норникель", по данным СМИ, предлагал завершить поисково-оценочные работы и подготовить ТЭО проекта за 1,5 года, в то время как "Горнорудная компания Урала" за 2 года, а победитель конкурса ММСК и вовсе за 5 лет. При этом капитальные затраты "Норникеля" предполагались в 42,5 млрд рублей, "Горнорудной компании Урала" - 31,7 млрд рублей, а ММСК - 30,7 миллиарда.
Наконец, "экологические" инвестиции (в эти дни в Воронежской области проходят протестные акции экологов и местного населения) в случае победы "Норникеля" только по Еланскому месторождению должны были составить единовременно почти 7 млрд рублей и еще 35 млрд рублей за весь период отработки месторождения. Что касается ММСК, то тут затраты гораздо скромнее - всего 3,6 млрд рублей.
Разве представленные факты не доказательства ущемления государственных интересов? И это, пусть и сомнительное убеждение, еще больше усиливается, когда узнаешь из СМИ, что недавно директор по горному производству еще одной фирмы УГМК Григорий Рудой был задержан по подозрению в даче взятки чиновнице Росприроднадзора Людмиле Плющ. Чиновница арестована, а Рудой после дачи признательных показаний был отпущен из СИЗО.
Но вернемся к результатам конкурса и попробуем ответить на вопрос, что будет делать ММСК с добытой никелевой рудой (для справки: ресурсы Еланского месторождения составляют 350 тыс. тонн никеля и 40 тыс. тонн меди, Елкинского - 390 тыс. тонн никеля и 54 тыс. тонн меди). Тут и всплывает весьма известная на постсоветском пространстве офшорная фирма Glencore International AG ("Гленкор"), с которой у УГМК сложились уже хорошие доверительные отношения: еще в 2006 году уральцы выступили поручителями одной из компаний, которой "Гленкор" выдал кредит на 400 миллионов долларов. Таких поручителей в бизнесе ценят.
И пусть УГМК уверяет общественность, что проект ММСК предусматривает в том числе "строительство завода по производству катодного никеля на площадке производства полиметаллов в Кировграде", скорее всего никель будет производиться в других местах. Не исключено, на недавно приобретенных структурой "Гленкора" Highmetals KDS российских заводах "Режникель" и "Уфалейникель". С попутным выводом прибыли, оборотных средств и других внедивидендных доходов в офшоры.
И если наши предположения правильны, то можно сказать, что для "Гленкора" открывается новая "веха": попытка прибрать часть российских стратегических природных ресурсов - последнюю крупную медно-никелевую провинцию. Причем чиновники прекрасно понимают, что действуют в интересах не столько УГМК, сколько "Гленкора", но, видимо, коррупционные преференции подавили в них и совесть, и страх.
Сегодня "Гленкор" уже владеет не только российскими никелевыми активами, но и входит, как пишут СМИ, в число собственников российского алюминиевого монополиста "Русала" с долей в капитале компании 8,75%. Более того, как считают эксперты, "Гленкор" по разным оценкам контролирует часть экспортных поставок "Русала", фактически определяя его маркетинговую и сбытовую стратегию. Добавим, что руководство "Гленкора" никогда не скрывало своей заинтересованности в получении операционного контроля и над "Норникелем", чем, в частности, и объясняется, по оценкам экспертов, затяжной внутрикорпоративный конфликт между двумя основными "норильскими" акционерами - "Интерросом" В. Потанина и "Русалом" О. Дерипаски.
Картина нависшей угрозы становится более полной, если учесть контакты руководителя "Гленкора" А. Глайзенберга и совладельца "Русала" О. Дерипаски с представителем банкирской династии Ротшильдов - Н. Ротшильдом, который тоже нацелился на российский никель. Кстати, фонд Н. Ротшильда NR Investments Limited в ходе IPO "Русала", состоявшегося в начале 2010 г. в Гонконге, приобрел 0,5% акций компании за 101 млн долларов. Начало, как говорится, и тут положено.
Вот на такие размышления и навели нешуточные страсти, которые разгораются сегодня в Новохоперском районе Воронежской области. Как видно, от потери эталонного воронежского чернозема до утраты страной части национальной безопасности всего шаг. Причем кто-то из российской бюрократии его за нас уже сделал.