Американский институт изучения войн подготовил исследование о том, как могут развиваться события в Сирии. По мнению его экспертов, прогноз для повстанцев благоприятный - у них появились "ответственные" органы управления войсками и "жизнеспособные" военные советы. В то время, как у режима Башара Асада недостаточно сил для проведения широкомасштабной наступательной операции. При всей пропагандистской сущности документа из него можно сделать как минимум два важных вывода. Первый заключается в том, что официальный Дамаск по-прежнему сохраняет контроль над вооруженными силами. Второй - в стране растет число районов, где нет власти и которые только номинально находятся под контролем повстанцев. Как утверждают составители доклада, появление серьезных политических сил "способно снять региональные риски и предотвратить хаос в Сирии". Но где взять такие политические силы? Пока все попытки Запада импортировать горстку сирийских иммигрантов из-за рубежа в качестве новых руководителей сирийского народа выглядят не слишком успешными. А нежелание или неспособность Запада договориться с президентом Асадом полюбовно о достойном для него выходе из гражданского противостояния с каждым днем приводит к росту числа жертв конфликта.
В понедельник Совет министров по иностранным делам Евросоюза принял очередной, уже 16-й по счету, пакет санкций против Дамаска. В "черный список" были добавлены новые предприятия и министерства Сирии, расширено эмбарго для стран ЕС на поставки оружия режиму Асада, предусмотрено замораживание европейских активов сирийского военного ведомства и банковского сектора. Впрочем, очевидно, что ни 15 предыдущих пакетов санкций, ни новый - 16-й, ничего не изменят. Нынешняя политическая элита Сирии ведет борьбу за выживание и вряд ли обратит внимание на мелкие уколы со стороны европейцев.
Говоря о роли России в сирийском конфликте, ее чаще всего упрекают в том, чего она не совершала. Почему так происходит? Срабатывают старые стереотипы, оставшиеся со времен "холодной войны". Срабатывают геополитические интересы: недавно кандидат в президенты США от республиканской партии Митт Ромни заявил о том, что в лице Москвы он видит геополитического противника. В Европе также многие продолжают смотреть на политику России через натовский прицел.
Однако так ли сильно отличаются взгляды России и Запада на ситуацию в Сирии, как это пытаются представить? Разве Россия не проявляет беспокойство в отношении гуманитарной ситуации в Сирии? Во время переговоров министра иностранных дел Сергея Лаврова в Дамаске Москва настаивала на беспрепятственном допуске гуманитарной помощи и представителей Красного Креста в наиболее пострадавшие от столкновений районы. И добилась того, что допуск был обеспечен. Россия безоговорочно поддержала план, выдвинутый спецпредставителем ООН и Лиги Арабских государств Кофи Аннаном, направленный на прекращение огня и нормализацию гуманитарной ситуации в Сирии. Опять же по инициативе Москвы Совет Безопасности ООН принял решение о существенном увеличении численности и расширении полномочий миссии наблюдателей ООН. Поэтому упрекать Россию, что ее не волнует гуманитарная ситуация в Сирии, по меньшей мере неверно.
Наличие у России и Запада общей цели - урегулирования ситуации в Сирии мирным путем, без вмешательства извне, открывает значительные возможности для диалога без навязчивых геополитических штампов. России и Европе не время ссориться из-за Сирии. Тем более ссориться не из-за чего: по большинству пунктов подходы Москвы и Брюсселя к вопросам урегулирования конфликта совпадают.
Например, Россия считает, что соглашение о будущем Сирии невозможно без участия в переговорах шиитского Ирана. Но ведь на Западе многие эксперты также говорят о роли Тегерана в сирийском конфликте и его влиянии на позицию официального Дамаска.
При этом нужно учитывать, что в ходе развернувшейся дискуссии между Россией и Западом по Сирии решается не только политическая судьба Башара Асада, но и то, как сложатся российско-европейские отношения как минимум на ближайшие шесть лет при президентстве Владимира Путина. В том случае если сирийский конфликт спровоцирует дальнейшее разрастание "холодного противостояния" между Москвой и Брюсселем, это станет огромным просчетом европейских политиков, не сумевших, при наличии множества положительных предпосылок, найти общий язык с Россией.
Понимают ли это на Западе? Думаю, понимают. Во вторник на собранном по инициативе Турции экстренном заседании Совета НАТО обсуждалась ситуация в Сирии и возможные ответные шаги блока в связи со сбитым сирийскими ПВО турецким истребителем. Впрочем, никаких карательных шагов против Дамаска было решено не предпринимать, слишком запутанным выглядит сегодня "сирийский клубок", чтобы его можно было распутать усилиями военной организации.
Министр обороны Германии Томас де Мезьер - "РГ":
- Для разрешения сложной ситуации в Сирии особенно важна позиция России. Ведь она в данный момент имеет большое влияние на Дамаск, и важно, чтобы Москва вместе с Пекином и дальше влияла на позицию Асада. Причем в этом деле у России гораздо больше шансов, чем у Запада. Не уверен, однако, что российское давление на Дамаск приведет к окончанию гражданской войны в стране. Вооруженный конфликт в Сирии сейчас принял серьезные размеры. Поэтому я не могу однозначно судить, сможет ли влияние России остановить кровопролитие.
Подготовила Анна Розэ, Берлин