Больше года в стране идет модернизация здравоохранения. Регионам выделено достаточное количество денег. Однако не все пока складывается гладко.
Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания - обсуждались слабые и сильные стороны модернизации.
Как отметил замминистра здравоохранения Андрей Юрин, процесс начался чуть больше года назад - в апреле-мае 2011-го были подписаны соглашения с регионами, после этого началось финансирование. В совокупности на модернизацию будет потрачено 625 миллиардов рублей. Это, по сути, беспрецедентная сумма для российского здравоохранения. И главная задача программы - не просто провести ремонт или строительство помещений и закупить оборудование, а выстроить систему медпомощи в регионах так, чтобы она стала эффективной и доступной. В связи с этим вводятся стандарты оказания медпомощи, повышается зарплата врачей и применяются многие другие меры. И есть регионы, которые более или менее успешно справляются с этими задачами. Но есть и такие, где выделенные средства до сих пор освоены на 30-40 процентов, а значит, и работа как таковая там не ведется.
"Мы понимаем, что есть много сложностей. И в рамках 94-го закона работать непросто, и поставщики попадаются недобросовестные или несостоятельные, и результаты конкурсов порой приходится отменять. Но все-таки регионам нужно выполнять свои обязательства", - сказал Андрей Юрин. Это не значит, что нужно срочно и бездумно тратить деньги - в ущерб качеству, но и здравоохранение не должно страдать, добавил он. Кроме того, по его словам, правительство приняло решение - не перераспределять деньги, не освоенные в одних регионах в пользу других, более активных. Но лучшие регионы, а их двенадцать, будут поощрены - им выделят на здравоохранение дополнительные средства из резерва. Остальные будут работать в рамках утвержденных лимитов.
Аудитор Счетной палаты России Владимир Катренко уточнил регионы, где хуже всего осваиваются федеральные деньги на модернизацию здравоохранения. Первое место занимает Москва, потратившая на реализацию программы 9 процентов от выделенных сумм. Далее следуют Калининградская, Свердловская, Тульская области, Кабардино-Балкария - 23-25 процентов.
Причины низкого освоения средств, по данным Счетной палаты, - несвоевременное принятие нормативных документов, позднее утверждение программ модернизации и многократное их изменение, низкое качество оргрешений региональных властей.
В 12 регионах за прошлый год не было завершено строительство ни одного запланированного объекта - в Амурской, Астраханской, Белгородской, Владимирской областях, Санкт-Петербурге. В 14 регионах отремонтировано менее 30 процентов запланированных площадей. Нарушение сроков привело к длительному исключению из лечебного процесса медицинских помещений, увеличению срока ожидания больными плановых госпитализаций, ограничению доступности медпомощи, уточнил Катренко.