28.06.2012 08:23
Власть

Башкирские депутаты пересмотрят закон о профилактике домашнего насилия

Более половины тяжких преступлений в регионе совершается на почве семейно-бытовых неурядиц
Текст:  Айгуль Камаева (Уфа)
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №0 (5819)
Недавняя трагедия в Уфе, когда мужчина зарезал свою гражданскую жену и трех маленьких детей, а также тяжело ранил пятилетнюю дочку, заставила и юристов, и законодателей вновь вплотную заняться изучением проблемы бытового насилия.
Читать на сайте RG.RU

Чужой среди своих

Официальная статистика гласит: в стране от рук мужей ежегодно погибают 14 тысяч представительниц слабого пола. Три тысячи мужчин получают смертельные травмы от жен, и в девяти из десяти таких случаев женщина перед тем, как совершить убийство, как правило, систематически терпит избиения и насилие.

По данным социологического исследования, проведенного Союзом женщин Башкортостана, в республике каждая вторая женщина когда-либо страдала от физического либо психологического насилия в семье. При этом в роли преступника необязательно оказывается уголовник или горький пьяница. Нередко мужчина занимает солидную должность с высоким доходом и при этом позволяет себе рукоприкладство дома.

Одни жертвы продолжают терпеть издевательства мужей или иных родственников из-за детей, другие - потому что некуда уйти. В республике действуют несколько социальных центров, куда женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут обратиться за помощью.

К примеру, недавно в Туймазах открылся первый в республике православный Центр кризисной беременности "Ты не одна", в котором в основном работают волонтеры из числа прихожан местного православного Свято-Андреевского храма.

Любая беременная женщина, попавшая в трудную жизненную ситуацию, вне зависимости от вероисповедания, может получить там помощь психологов, врачей и юристов, а также кров и пропитание, пока не решит свои проблемы. Располагается этот центр в двухкомнатной квартире, так что там смогут разместиться одновременно лишь три-четыре женщины.

Некоторые эксперты предлагают иной способ помощи - создавать специальные социальные общежития с минимальной арендной платой, где попавшие в беду женщины нашли бы кратковременный приют.

Более действенного средства пока никто не придумал.

Преступление без наказания

Статья 116 Уголовного кодекса РФ "Побои" не предполагает серьезного наказания для виновных. В большинстве своем судьи назначают им штрафы, исправительные либо обязательные работы, в крайнем случае - арест на 30 суток. Чаще в суде происходит примирение сторон и уголовное дело прекращается. Чтобы печальная история вскоре повторилась вновь.

- Я помню лишь один случай в Уфе, когда мужчину посадили на реальный срок за избиение жены. Являясь юристом, она сумела квалифицированно собрать доказательства вины мужа, который сломал ей руку в ходе семейного конфликта, - рассказывает председатель Союза женщин РБ Рашида Султанова.

Лояльность оборачивается безнаказанностью. Так, другая уфимка обратилась в полицию за помощью: сама она была не в силах избавиться от преследований бывшего мужа. Он выбирал для своих визитов время, когда не было свидетелей, поэтому женщина не смогла добиться ареста обидчика, который в запале мог поднять руку не только на нее, но и на детей.

Очевидно, что официальная статистика показывает лишь "верхушку айсберга", ведь далеко не все семейные конфликты выходят за пределы квартир. Достоянием гласности они становятся чаще всего тогда, когда дело доходит до тяжких последствий. Да и то жертвы, обратившиеся за помощью в полицию, в ходе следствия ни с того ни с сего вдруг отказываются от показаний и требуют вернуть мужа-дебошира домой.

- В прошлом году каждое пятое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту нанесения телесных повреждений супругом было вынесено после того, как в полицию поступали от потерпевших повторные заявления с просьбами прекратить уголовное преследование виновных, - уточнил в беседе с корреспондентом "РГ" начальник Управления организации охраны общественного порядка МВД по РБ Артур Сайфуллин.

За рубежом примирение сторон в подобных случаях исключено. Там бытовое насилие приравнивается к пыткам. В России же с домашними тиранами полицейские работают в соответствии с установленными правилами: ставят на учет, проводят душеспасительные профилактические беседы, которые в основном так и не дают желаемого эффекта. А вот с потерпевшими от бытового насилия работать некому, тогда как им для преодоления стресса психологическая помощь нужна как воздух. Никто не знает, какая капля будет последней в чаше терпения жертвы бытового насилия и во что выльется сдерживаемые годами эмоции - в самоубийство или убийство. Возможно, если бы после первого же избиения пострадавшие женщины обратились к квалифицированному психологу и юристу, судьба многих из них сложилась бы иначе.

В надежде изменить ситуацию к лучшему башкирские депутаты разрабатывают закон о профилактике бытового насилия.

Летопись беды

Наверняка кто-то скажет, что все изложенное выше - прописные истины и от их очередного повторения ничего не изменится. Психологи рекомендуют в подобных случаях в качестве наиболее убедительного аргумента приводить наглядный пример. Пусть таковым станет дневник 56-летней уфимки, ставшей жертвой домашнего насилия. В амбарной книге, которую она вела несколько лет до того, как убила мужа, нет излишнего смакования жутких деталей несложившейся семейной жизни. Ее страницы, впитавшие немало слез и душевной боли, помогали несчастной выносить побои и унижения. Но, в конце концов, терпение иссякло. Совершенное женщиной преступление было квалифицировано судом как убийство в состоянии аффекта. Дневник стал вещественным доказательством в ее пользу и помог добиться условного наказания за содеянное.

Автор строк не решилась свести счеты с собственной жизнью, вероятно, в последний момент вспомнив о детях. Вскоре после написания этих строк она избавилась от своего мучителя, дойдя до крайности.

комментарий

Константин Толкачев, председатель Госсобрания РБ:

- В прошлом году мы рассматривали законопроект "О профилактике домашнего насилия", даже привлекали специалистов из ООН, и пришли к мнению, что по большому счету в законодательстве все меры защиты прописаны, гораздо важнее их исполнять. К примеру, раньше у нас семейным дебоширам полагался штраф в размере до пяти тысяч рублей. Однако многие нарушители никакие штрафы не признают и платить их не собираются. В худшем случае сумма нарастает, накладываются пени, дело доходит до приставов, которые описывают имущество. Семья наказывается повторно, теперь уже со стороны государства. Штрафы снизили до символического уровня 100-500 рублей. Может, лучше воспитывать другими методами - с обязательным посещением семейного психолога, принудительными работами или арестом?

Строки из дневника

"Вот и начался новый год. Говорят, как его встретишь, таким он и будет. 27 декабря Марат опять ушел в запой. И так до 8 января. На Новый год купил мне часы, но носить их пришлось недолго. Опять пропил. Сегодня приехал злой как собака, устроил скандал, говорил такую чушь. Просто ужас. Господи, неужели я заслужила такое обращение? За что мне такое наказание? Как избавиться от этого монстра? Уезжать не хочет и жить по-человечески не хочет. Людям праздник, а мне - горе. За все эти 12 лет, что живем с ним вместе, я не видела ни одного праздника, ни одного выходного. Как все надоело!".

***

"Больше так жить не могу, сил нет уже никаких. Предлагает мне продать дом и половину денег отдать ему. Говорит, что тогда он уйдет. Но спрашивается: за что я ему должна отдавать полдома? Он пропил свою квартиру, приехал к нам ни с чем. А сколько у меня пропил вещей! И я ему еще что-то должна? Ну что? Мне убить себя? Не знаю, но терпеть больше не могу".

***

"Подарил мне искусственные цветы. Сказал, что эти будут дольше храниться. Но они провисели у нас дома ровно сутки. Потом он и их забрал и пропил. Пил всю неделю.

С каждым запоем становится все агрессивнее. Опять меня избил. Бьет по груди, по почкам, ребрам, чтобы не было видно.

Сказала, что подам на развод, так он угрожает, что убьет меня, обольет бензином и подожжет дом. Всю неделю хожу голодная. Целыми днями пашу в огороде. Устаю как собака".

***

"Наверное, это моя последняя запись. Сегодня впервые за 12 лет я напилась до чертиков и решила: это - конец! Больше терпеть не могу!!! Лучше в петлю. Обращаюсь к дочерям: похороните меня как человека. Больше писать не могу. Прощайте, люблю".

Регионы Башкортостан Башкортостан