"Мы глубоко возмущены тем, что вопреки здравому смыслу и тем сигналам о контрпродуктивности таких шагов, которые Москва направляла и направляет, работа над "законодательством Магнитского" продолжается", - сообщил Рябков, выразив надежду, что у американской стороны возобладает здравый смысл в этом вопросе.
26 июня комитет по международным отношениям сената США проголосовал за так называемый "законопроект Магнитского". Рассмотрение этого документа неоднократно переносилось. Еще за несколько дней до голосования предполагалось, что одновременно законодатели проголосуют и за отмену поправки Джексона - Вэника в отношении России.
Неформальная договоренность на Капитолийском холме об увязке отмены давно устаревшей поправки Джексона - Вэника с очередной дискриминационной нормой в отношении ряда российских граждан была достигнута 12 июня. Тогда председатель комитета по финансам Конгресса США Макс Бокус официально дал ход процедуре снятия поправки Джексона - Вэника и предоставления России статуса постоянного нормального торгового партнера. Он распространил соответствующее письмо, в котором обязался рассмотреть и принять оба законопроекта. Только на таких условиях поддержать отмену поправки Джексона - Вэника согласились некоторые американские сенаторы.
Вызывающая острые возражения Москвы инициатива рассматривается сразу в нескольких комитетах сената и палаты представителей, поскольку подпадает под юрисдикцию не только международного, но и финансового, а также бюджетного комитетов. Впрочем, силу закона документ получит только после голосования полным составом обеих палат Конгресса США.
В беседе с "РГ" президент НПО "Фридом Хаус" Дэвид Крэмер пояснил, что "единственный шанс снять поправку Джексона - Вэника связан с одновременным голосованием по законопроекту Магнитского". Несмотря на то, что администрация Обамы добивалась принятия "чистого законопроекта" об отмене действия поправки Джексона - Вэника в отношении России, а также официально не поддерживала "законопроект Магнитского", заявляя, что все необходимые меры против нарушителей прав человека уже приняты, избежать увязки двух антироссийских законодательных инициатив у Белого дома не получилось. Единственное, чего, по всей вероятности, удалось добиться администрации США, так это смягчить отдельные положения нового дискриминационного законопроекта и распространить его действие не только на российских граждан.
Между тем, по мнению некоторых экспертов, в случае прохождения через конгресс неоднозначного законопроекта, предусматривающего меры санкционного характера, "группы специальных интересов могут попытаться использовать документ в своих конъюнктурных интересах и будут обхаживать американских законодателей с просьбами включить в "черные списки" госдепа и минфина США своих бизнес-конкурентов или политических оппонентов".