Честно говоря, нечто подобное мы уже проходили. И помним, чем дело закончилось. Однако участники рабочей группы обещают, что намерены советоваться с гласом народа не ради галочки, а внимательно и доверительно. Все предложения будут тщательно изучаться в поисках здравого зерна. Да и состав рабочей группы говорит о том, что руководство ведомства не собирается действовать кулуарно.
Ответственным секретарем "совета по реформе" стал недавно назначенный советником министра внутренних дел России Владимир Овчинский - доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке. Свои взгляды на реформу МВД он изложил в ходе заседания дискуссионного клуба. Вместе с ним споры вели член президиума АЮР, полномочный представитель правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский, член президиума АЮР, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн и другие гости клуба.
Михаил Барщевский: На первом этапе реформы общественное мнение не учитывалось, и это привело к тому, чему привело. С приходом нового министра внутренних дел России Владимира Колокольцева в обществе все больше стали говорить о новом витке реального реформирования правоохранительных органов. Да и сам Колокольцев, получив министерский портфель, создает расширенную рабочую группу по дальнейшему реформированию МВД, в состав которой вошли люди, знающие и неравнодушные. Теперь хотелось бы услышать их планы и взгляды, чтобы понять, чего ждать в действительности.
Владимир Овчинский: Почему не удались реформы, ведь люди ставили какие-то позитивные цели, хотели повышения законности, очистить кадры, провести аттестацию? Потому что не была изменена сама идиологема работы, потому что нет сопряжения реальной криминальной ситуации и того, что называлось реформой. Например, нам все 12 лет руководители правоохранительных органов докладывали, что в стране снижается преступность. Но все это неправда. Все эти годы росло количество заявлений и сообщений о преступлениях, о криминальных происшествиях с признаками преступлений. В 2000 году было, например, 13,7 млн заявлений и сообщений о преступлениях, в 2011-м - уже 24,5 млн. При этом количество зарегистрированных преступлений постоянно снижалось. В 2000 году - 3,3 млн, а в прошлом - менее 2 млн.
Получается, что в прошлом году в этой "вилке вранья" зависли 22 млн заявлений и сообщений граждан о преступлениях. Для сравнения: в Германии, которая гораздо меньше, чем Россия, и менее криминальна, в прошлом году было зарегистрировано более 6 млн преступлений. А количество краж в Норвегии по официальной статистике больше, чем количество зарегистрированных краж в России.
Эта псевдостатистика привела к тому, что на фоне тенденции постоянного снижения официально зарегистрированной преступности было принято абсолютно ошибочное решение о уменьшении численности работников полиции и сокращении численности подразделений полиции.
Поэтому сейчас в первую очередь следует заняться наведением порядка в регистрации и учете преступлений, а также обратить внимание и на кадровый состав правоохранительных органов. Как проводилась аттестация? Если ты манипулируешь цифрами, угоден начальству - ты хороший. Если нет, уходишь.
Из-за аттестации мы потеряли честных профессиональных людей. Остались те, кто умеет крутиться в этой непростой ситуации.
Александр Хинштейн: В моем понимании до настоящего времени реформы МВД не было. Набор деклараций. Только два положительных момента: повышение зарплаты сотрудникам МВД. И кодификация законодательства о полиции. До этого МВД существовало на основе 38 указов президента.
Реформа не сумела решить ключевые вопросы, определить структуру полиции, ее роль в системе внутренних дел. Не удалось очистить систему от негодных и недостойных сотрудников. Ключевая проблема МВД также осталась нерешенной: это доверие населения. Считаю, что среди прочего необходимо усиление реального механизма контролирующих функций со стороны гражданского общества - в виде общественных советов. Они должны быть не карманными, а реальными механизмами общественного контроля.
Овчинский: Задача на самом деле стоит простая: мы не придумываем каких-то новаций, будем делать простые вещи. Наводить порядок с регистрацией преступлений. Разбираться с организационными структурами. Я считаю, сейчас надо навести элементарный порядок. Восстановить все, что разрушено. Например, не могу понять, в каких целях была разрушена система охраны МВД в закрытых городах. А какая цель стояла у людей, которые уничтожили службу по борьбе с организованной преступностью?
Сейчас приходится некоторые вещи просто восстанавливать. Возможно, стоит провести чистку рядов полиции по примеру других стран: поднимаются оперативные материалы и материалы прокурорских проверок, и по ним еще раз проводятся служебные расследования. Поднимаем также материалы СМИ, проверяем. По результатам, если нужно, возбуждаются уголовные дела. И мы избавляемся от всех реальных коррупционеров, предателей, бандитов, алкоголиков, наркоманов и прочих идиотов, которые попали в систему МВД.
Барщевский: Я сам лично знаю 10 сотрудников органов внутренних дел. Один - профи высочайшего класса, служит и сейчас. 9 других тоже профессионалы, ушли в ходе реформы. Потому что их начальниками оставались как раз те, кто умели манипулировать цифрами. По кругу моего общения вижу, что профессиональный уровень многих сотрудников сейчас очень низкий.
Хинштейн: Сегодня у нас есть шанс на кардинальное изменение ситуации. Впервые в новейшей истории к руководству МВД пришел человек, знающий систему, начинавший с постового.
Овчинский: Последним министром МВД из милиционеров был Ерин (Ерин Виктор Федорович - генерал армии, был министром внутренних дел России в 1992 - 1995 годах).
Овчинский: Одна из проблем, которая будет решаться руководителями МВД, - как построить систему служб собственной безопасности. Будут ли это подразделения, разбросанные по субъектам, или лучше создать вертикально интегрированную службу собственной безопасности. Во многих регионах эти службы стали службами по обеспечению безопасности руководителя. А где вступали в конфликт с руководителями, проигрывали руководители служб безопасности.
Барщевский: Моя личная точка зрения. Если Владимир Колокольцев скажет правду о ситуации с преступностью, с раскрываемостью, с кадровым составом МВД, то он войдет в историю. Если общество узнает правду, нам, может, удастся улучшить МВД. Пока мы не говорим правду, мы не знаем, что делать. У Колокольцева есть шанс начать с правды.
Министр внутренних дел России генерал-лейтенант полиции Владимир Колокольцев провел первое заседание расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию МВД РФ.
В группу вошел 31 человек, кто откликнулся на предложение стать участником специализированного органа, созданного при министре для выработки эффективных предложений о дальнейшем реформировании ведомства. Это - сенаторы, депутаты, правозащитники, ученые, юристы, общественные деятели. Все они были связаны с деятельностью органов внутренних дел, знают о работе полиции не понаслышке. Глава МВД России подчеркнул, что предстоит разработать практические механизмы, которые существенно улучшат работу органов внутренних дел, повернут систему лицом к гражданам. По его мнению, первоочередная задача - наведение порядка в учете и регистрации преступлений.
- Система сбора и обработки ведомственной статистики нуждается в серьезной корректировке, и это базовая - отправная точка для реализации любых других изменений, - считает министр.
- Как показывает практика, именно отдельные рецидивы "палочной системы" порождают многие факты нарушения законности, - сказал Владимир Колокольцев. - При этом главным критерием оценки работы должно стать общественное мнение, основанное на уверенности каждого гражданина в личной безопасности.
Министр обратил внимание и на организационно-структурные проблемы.
- В результате существенного сокращения личного состава, в основном для жителей сельской местности, нарушился принцип доступности полиции, - рассказал Владимир Колокольцев. - Перераспределяя сотрудников, укреплять необходимо те подразделения, которые работают "на земле", обеспечивают безопасность граждан.