Не исключено, что последняя: первые сомнения в дальнейшей судьбе "школы мужества", как называют лагерь в народе, появились еще весной 2011 года, о чем "РГ-Неделя" сообщила тогда в выпуске от 21 апреля. После той публикации организаторам смены удалось еще дважды собрать ребят в "Хочу стать десантником" ("толстушка" писала об этом в №№ от 23 июня 2011 года и 7 июня 2012 года), однако это вовсе не означает, что в будущем лагеря наметились благоприятные изменения. Совместный проект городского отделения Нижегородской региональной организации инвалидов Афганистана и мэрии приволжской столицы по-прежнему остается под угрозой закрытия. А завершившаяся на днях смена - плоды усилий энтузиастов-ветеранов.
Офицеры ВДВ по-прежнему готовы в свой отпуск заниматься с трудными подростками, администрация города готова оплачивать прыжки с парашютом. Вот только где проводить сборы? Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище (НВВИКУ), на полигоне которого в течение пяти первых лет базировался лагерь, теперь отказывает в "гостеприимстве" - реформирование армии предусматривает запрет на непрофильные мероприятия с участием гражданских лиц. И подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе.
А так ли необходим Нижнему Новгороду лагерь "Хочу стать десантником", ведь в городе около 50 военно-патриотических клубов? Ответы специалистов на этот вопрос свидетельствуют о том, что лагерь, завоевывавший первое место на Всероссийской выставке-форуме "Вместе ради детей", востребован нижегородцами.
- Большинство из прочих патриотических клубов существуют только на бумаге - говорит Максим Шариков, руководитель клуба "Щит" Автозаводского района. Настоящая закалка характера проходит только в реальных армейских условиях. Мужество не воспитаешь теоретически. Из-за отсутствия тренировочной базы клубы разваливаются.
- Военно-патриотических лагерей много, но все они по сути - обыкновенные лагеря отдыха с воспитательницами и разговорами о любви к Родине. "Хочу стать десантником" - уникален, - вторит ему Галина Гуренко, председатель городского комитета по труду и работе с населением.
Корреспондент "РГ", кстати, не однажды бывал в лагере и видел, как трудно дается армейская дисциплина привыкшим к бесконтрольности малолетним правонарушителям. За 20 дней они не превратятся в пай-мальчиков. Зато сумеют понять, что круто - это когда ты не пьешь и не куришь. Что быть положительным престижнее, чем хулиганом. Что круто когда ты спортивный и добрый. Что помочь слабому гораздо приятнее, чем посмеяться над ним.
- Когда наш "неблагополучный" сын задержал вора, отнявшего у девушки телефон и сдал его сотрудникам милиции, мы с женой поразились, насколько у парня изменились жизненные приоритеты - рассказывает Андрей Михеев, отец одного из воспитанников лагеря "Хочу стать десантником".
- Андрей состоял на учете в милиции, а после третьего лагеря вернулся с грамотой. Видели бы вы, с какой гордостью он надевает свою форму со значком парашютиста на школьный праздник! Он чувствует себя частью боевого десантного братства! - дополняет Елена Масленникова, мама другого воспитанника.
- Детей обмануть сложно - говорит Светлана Логненко, представитель областного управления по наркоконтролю, активно участвовавшая в работе сбора. - Они всегда будут идти туда, где им хорошо. Поэтому конкурс в лагерь - по 3 человека на место. Просят принять их сыновей на сборы и вполне обеспеченные люди - состоявшиеся бизнесмены.
Нижегородцы считают, что лагерь "Хочу стать десантником" надо не закрывать, а наоборот, расширять до 2-3 тысяч участников. Изучать и распространять уникальный опыт военно-патриотического воспитания молодежи, накопленный руководителями проекта. Николай Шилин, руководитель лагерных сборов, имеет свой план спасения проекта.
- Надо создать загородный круглогодичный городской центр военно-патриотического воспитания молодежи, - считает он. - Подходящее место есть. Это лагерь "Солнышко" в Богородском районе, где в неприспособленных для отдыха детей "оздоравливаются" 32 воспитанника специальной коррекционной школы. Если там все отремонтировать и обустроить - может получиться хорошая база. Воинские части помогут со списанной военной техникой.
- На этой же базе смогут централизованно и под присмотром проходить обязательные лагерные сборы все выпускники школ города, - поддерживает идею Владимир Розенталь, заместитель председателя городского управления по делам военнослужащих и правоохранительных органов. - А то как сдавать экзамен по ОБЖ. так директора школ мечутся по воинским частям - где бы да с кем договориться.
Впрочем, трудность с "Солнышком" заключается в том, что лагерь - областная собственность и его судьбу могут решить лишь власти региона. А они пока расставаться с этой базой отдыха не спешат. "Детский лагерь "Солнышко" с мая по октябрь используется для организации отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А в период весенних, зимних и осенних каникул в лагере организуется отдых воспитанников школы-интерната №1 младшего и среднего возрастов. В связи с этим передачу лагеря "Солнышко" в муниципальную собственность считаем нецелесообразной", говорится в официальном письме министерства образования Нижегородской области.
Несмотря на это отцы-организаторы "Хочу стать десантником" надежды на "Солнышко" не теряют: ведь отказное письмо датировано 16 марта, а с того дня прошло три с половиной месяца. Не исключено, что власти региона пересмотрят свою позицию.
Николай Шилин, начальник лагеря "Хочу стать десантником", ветеран боевых действий, подполковник:
- Третий год подряд мы как лагерь рискуем погибнуть из-за отсутствия базы. Договориться о десанте на площадку НВВИКУ (вопреки жесткому приказу министерства обороны РФ) каждый раз становилось все сложнее, а буквально на днях и самого училища не стало - закрылось. Так что где мы соберем ребят в следующем году и соберем ли вообще - большой вопрос. Заручились, правда, поддержкой главы города Олега Сорокина - он в этом году побывал в нашем лагере и первый раз в жизни прыгнул с парашютом. Впечатленный увиденным и испытанным, обещал приложить все усилия, чтобы спасти лагерь и в следующем году организовать в нем уже три смены.