В законопроекте предлагается не чуждые политической деятельности НКО, которые получают денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и зарубежных организаций, иностранных граждан, считать иностранными агентами и вносить в реестр. Участвующим в политической деятельности будет признаваться, за исключением политических партий, общественное объединение, которое финансирует и проводит политические акции в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
"Иностранных агентов" обяжут проводить годовой бухгалтерский аудит, раз в полгода публиковать отчет, а при распространении материалов указывать свой статус. Законопроект также предусматривает возможность проведения внеплановой проверки, основанием для которой могут стать обращения граждан или публикации о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности НКО признаков экстремизма.
За непредставление или несвоевременное, неполное или искаженное представление сведений грозит штраф: гражданам - до 5 тысяч, должностным лицам - до 50 тысяч, а юридическим - до миллиона рублей.
Примерно по таким же расценкам придется расплачиваться и за другие нарушения. А вот создание российской НКО либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, "деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией или структурным подразделением" уже штрафом не ограничивается. Можно и свободы лишиться на три года или целую трехлетку заниматься принудительными работами.
В России действуют более 230 тысяч НКО, около 30% из них - "мертвые", то есть недействующие. Раз в год минюст их проверяет, но, по существу, контроля за тем, как, откуда и на какие цели они получают средства, нет. Правда, есть данные Росфинмониторинга о том, что только треть средств поступает безналичным путем. Видимо, поэтому в новом законопроекте появляется норма о том, что если сумма, внесенная на счет, превышает 200 тысяч рублей, то она подлежит декларированию. Хотя точных цифр по финансированию НКО нет, доступные данные позволяют оценить доноров российского гражданского общества: 70% средств поступают из бюджетов иностранных государств, 20% - от транснациональных корпораций, еще 10-15% - частные пожертвования.
"Законопроект во многом воспроизводит нормы американского законодательства, но надо понимать, что в этих нормах нет ни одной запретительной, - рассказывает источник в администрации президента, - из наших 230 тысяч НКО только несколько десятков тысяч получают деньги из-за рубежа и подавляющее их большинство политикой не занимаются". Таким образом, лишь те, чья деятельность относится к политике, получат статус "иностранного агента". "Мы таким образом устанавливаем новые цивилизованные правила игры, при этом оценка деятельности организации будет даваться не через декларируемые цели, а по результатам практической деятельности данного НКО", - заверяет источник в кремлевской администрации.
Разработчики закона категорически отвергают подозрения в том, что он направлен против какой-то конкретной организации. Они ссылаются на то, что наиболее известные на политическом поле структуры, например, "Московская Хельсинкская группа" или ассоциация "Голос", не скрывают отчетности. "Очевидно, что в России действует целая сеть неправительственных организаций, оплачиваемая деятельность которых вызывает подозрения относительно целей заказчика. Здесь два варианта - либо строить догадки и возмущаться многомиллионным траншам от госдепов якобы на развитие демократии, либо легализовать иностранных агентов и однозначно воспринимать их как проводников интересов других государств", - считает один из авторов депутат Александр Сидякин.
"РГ" обратилась за комментарием к генеральному директору Института внешнеполитических исследований и инициатив Веронике Крашенинниковой, которая в течение четырех лет проработала в США в качестве представителя города Санкт-Петербурга. Она смогла работать только после того, как была зарегистрирована в качестве "иностранного агента".
Вероника Юрьевна, что входило в ваш круг обязанностей, если вам понадобилась специальная регистрация?
Вероника Крашенинникова: Я не занималась политикой, и в мои функции как представителя Санкт-Петербурга политическая деятельность не входила, а входило развитие экономических отношений, культурного обмена и туризма в направлении Санкт-Петербурга. И, несмотря на это, министерство юстиции США настояло на том, чтобы я зарегистрировалась как "иностранный агент".
"Иностранный агент" должен, во-первых, зарегистрироваться как таковой и представить исчерпывающую информацию о своей деятельности в интересах заказчика или принципала, то есть города Санкт-Петербурга. Должен каждые шесть месяцев отчитываться о своей деятельности, представлять копии всех договоров и даже устных соглашений со своим принципалом, заказчиком. Должен, конечно же, отчитываться обо всех средствах, которые поступают, - сколько поступило и на что эти средства были потрачены.
На своих информационных материалах агент должен на видном месте обозначать, что этот материал создан иностранным агентом такого-то принципала, номер регистрации такой-то в министерстве юстиции США. Агент также должен посылать копии всех своих информационных документов и переписки с прессой и с официальными властями США в трех экземплярах в течение 48 часов после того, как он их отправил.
То есть в США требуют от такого НКО подробнейших отчетов?
Крашенинникова: Агент должен отчитываться не только о своей деятельности в интересах этого конкретного иностранного заказчика, но также и о всей другой своей деятельности. В отчетах требуется упоминать всех людей и все организации, которые работали в интересах иностранного заказчика. То есть это очень эффективное средство контроля за НКО, работающей в США на интересы другого государства.
В среднем такой отчет занимает страниц десять. И, кстати, там надо было расписать достаточно подробно все, что вы делали за подотчетный период, вплоть до проведенных встреч. Причем и сама регистрация, и отчеты направлялись в отдел регистрации иностранных агентов, которые являются частью управления контрразведки департамента национальной безопасности минюста США.
В российском законопроекте за нарушение предусмотрены крупные штрафы и даже уголовная ответственность (до трех лет - за злостное неисполнение требований закона), а как действуют американцы?
Крашенинникова: За нарушение там строгое наказание, предусматривается даже уголовная ответственность: штраф до десяти тысяч долларов или до пяти лет лишения свободы. Более того, несмотря на то, что этот закон был введен в 1938 году, он очень активно используется и в последние годы активно применялся. Вот, например, в 2010 году бывший конгрессмен был обвинен в деятельности в интересах Исламского американского агентства. Он признал вину и получил смягченное наказание - один год и один день тюрьмы.
Кстати говоря, те "десять русских шпионов", которые были арестованы в июне 2010 года, были обвинены как раз в том, что действовали в интересах иностранного заказчика при отсутствии регистрации как "иностранные агенты".