- Жомарт Амангельдиевич, какие формы ГЧП приняты в Казахстане и какие из них наиболее востребованы?
- Согласно действующему законодательству, концессию можно применять для реконструкции и эксплуатации существующих объектов инфраструктуры, а также для строительства и эксплуатации новых инфраструктурных объектов. Но как вы понимаете, это очень ограниченное поле, поэтому в текущем году будет расширена линейка видов контрактов. В казахстанской практике появятся такие контракты, как Build-Operate-Transfer, Build-Operate-Lease-Transfer, Operations & Maintenance, Management Contract, Design-Build-Finance-Operate и ряд других общепринятых в мировой практике форм. Новые модели ГЧП обеспечат распределение рисков при инвестировании в капиталоемкие объекты, разгрузку государственного бюджета и перемещения акцента бюджетной политики на реализацию социально ориентированных проектов в здравоохранении, образовании, науке, коммунальном хозяйстве, транспорте.
- Какова нормативно-правовая база, регулирующая государственно-частное партнерство?
- Сложившаяся практика показала, что существующее законодательство не создает достаточно привлекательное поле для инвесторов, готовых работать на принципах ГЧП. В результате был разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения". Этот законопроект позволит расширить линейку контрактов ГЧП, даст возможность реализации концессионных проектов на базе объектов, находящихся в частной собственности, и совершенствовать меры государственной поддержки, направленные на повышение привлекательности ГЧП для инвесторов.
- В каких отраслях применяется ГЧП?
- Современному Казахстану, как и другим развивающимся странам, интересны масштабные инфраструктурные проекты, связанные со строительством автомобильных и железных дорог, газификацией, электроэнергетикой. Например, планируется реализовать проект строительства Большой Алматинской кольцевой автодороги стоимостью 2 млрд долларов. Этот проект интересен тем, что будет реализован с применением нового для Казахстана инструмента - проектного финансирования. Уникальность проекта с точки зрения финансового управления в том, что все денежные потоки по нему будут защищены перед обязательствами третьих сторон, и на финансовые потоки, генерируемые этим проектом, будут иметь право в первую очередь кредиторы. Это обеспечивает полную защиту их интересов. Много проектов ожидается в области энергетики. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал поручение провести газоснабжение в центральную и северную части Казахстана, протянув трубопроводы с западной части страны. Эти проекты очень сложные, капиталоемкие и потребуют участия инвесторов, в том числе на основе ГЧП. В конце этого года сферы ГЧП дополнятся здравоохранением и образованием, поскольку будут сняты все ограничения на передачу объектов образования и медицины в концессию, что весьма интересно для инвесторов.
- Какие проекты осуществляются в настоящий момент?
- Сейчас в Казахстане шесть проектов ГЧП, три из которых успешно реализуются, а три находятся на завершающей стадии подготовки. Один из самых интересных - проект строительства и эксплуатации межрегиональной линии электропередачи "Северный Казахстан - Актюбинская область". Этот проект находится в эксплуатации и снабжает Актюбинскую область электроэнергией, обеспечивая энергетическую независимость региона. Сейчас этот проект успешно реализуется, казахстанский концессионер выполняет свои обязательства и уже планирует дальнейшее развитие энергетического направления своего бизнеса.
Второй реализуемый проект - строительство и эксплуатация новой железнодорожной линии "Станция Шар - Усть-Каменогорск". Его цель - создание нового транспортного направления, исключающего двойное пересечение государственной границы и прохождение таможенных процедур. В результате строительства этого железнодорожного объекта мы сократили дальность перевозок по сравнению с существующим маршрутом на 311 км, пассажирам и грузам теперь нет необходимости проходить двойной таможенный контроль, который практиковался ранее. Кроме того, срок доставки грузов и пассажиров сократился на 12-14 часов.
Еще один проект, заслуживающий внимания, - это строительство и эксплуатация пассажирского терминала международного аэропорта в городе Актау. Проект был реализован в рамках развития транспортной инфраструктуры в Мангистауской области и в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Концессионный договор подписан на 30 лет, и сейчас построенный объект эксплуатируется.
Кроме того, к успешным проектам с уверенностью можно отнести концессионный договор на строительство и эксплуатацию комплекса из 11 детских садов в Караганде. В 2011 году был подписан договор концессии, и уже в текущем году начнется стадия строительства. Это первый проект исключительно в социальной сфере. По всем показателям он позволит уже в 2013 году в Караганде решить проблему нехватки мест в детсадах на 100%.
- В мае 2012 года по вашей инициативе была создана международная Ассоциация по государственно-частному партнерству. Расскажите, какие задачи она решает?
- Создание Ассоциации ГЧП стало результатом совместной работы ГЧП-центров Казахстана, Украины и Японии. Еще в 2009 году была впервые озвучена идея создания специализированной организации, которая могла объединить усилия разных стран в развитии ГЧП и стала бы международной диалоговой площадкой в данной сфере. Основная цель создания Ассоциации - содействие развитию ГЧП стран-участниц путем обмена опытом и гармонизации подходов. Речь идет об объединении институтов ГЧП для гармонизации нормативно-правовой и информационной базы в области ГЧП, методологических подходов и инструментов, что позволит разрабатывать рекомендации по развитию ГЧП разных стран мира. Членами Ассоциации могут стать юридические лица, вид деятельности которых имеет отношение к сфере государственно-частного партнерства и которые признали Устав Ассоциации, готовые внести вклад в реализацию целей и задач, стоящих перед ней.
- Что вы думаете о перспективах развития ГЧП в РФ?
- Россия, так же как и Казахстан, имеет пока незначительный опыт ГЧП. Но экономика России более капиталоемкая, сложная, чем в Казахстане, там сконцентрированы основные переделы, научный потенциал, технологии, сложные производства. Все это предопределяет большой потенциал развития ГЧП в России. Кроме того, система Федерации отличается от казахстанской формы унитарного государства. Если мы принимаем базовый закон на уровне центра и спускаем его вертикально вниз, управляем рисками, обязательствами из центра, то в России иная практика. В рамках Федерации каждый регион принимает свои законы, базирующиеся на региональных особенностях. Если же говорить конкретно о проектах, то в России, как и у нас, есть успешные и не совсем удачные проекты, но, я думаю, Россия двигается в правильном направлении. Когда в мае этого года проходила встреча с нашими российскими коллегами на Первом конгрессе партнерства государства и бизнеса, мы обменялись очень интересным опытом. В РФ развивают ГЧП в социальной сфере, и, что очень важно, много инициатив исходит от губернаторов. Если руководитель региона понимает важность привлечения частных инвестиций в те секторы экономики, за которые традиционно отвечало государство, это отличная тенденция, поскольку сегодня требования населения к качеству услуг намного выше, чем были раньше. Граждане стали намного образованнее, требовательнее к власти, к себе, к своему будущему, поэтому от местных органов требуется более быстро реагировать на запросы населения и предоставлять качественные услуги. В этом аспекте я считаю верной позицию тех губернаторов, которые пытаются организовать социально значимые услуги "здесь и сейчас", привлекая инвесторов, а не откладывают это на десятки лет вперед, опрометчиво рассчитывая только на ресурсы региона. Мы знаем примеры таких проектов, когда в ходе строительства новых микрорайонов инвесторы сразу строят по схемам ГЧП школы, детские сады и другие социально ориентированные объекты. Россия определенно опережает Казахстан в реализации сложных проектов ГЧП, связанных с энергетикой, транспортом, развитием науки. Но я уверен, и в России, и в Казахстане государственно-частное партнерство уже в ближайшие годы займет прочное место в развитии экономики, и мы в ходе уже начавшейся экономической консолидации будем совместно работать над развитием этого инструмента в наших странах.