Во-первых, все хотят получить "качественную услугу по низкой цене". В реальности так не бывает, низкая цена, значит, и низкое качество продуктов, моющих и чистящих средств, меньше программ обучения персонала и т. д. В 2008 году я стоял у истоков проекта школьного питания, но уже через год вышел из данного направления. Как можно при выборе подрядчика для обеспечения обедами детей руководствоваться самой низкой ценой? Здесь должны быть другие механизмы отбора. Соотношение "цена-качество", безусловно, нужно учитывать. Но брать для детей то, что "подешевле", недопустимо. Парадокс заключался и в том, что в вопрос организации школьного питания было вовлечено 11 министерств. Это значит, что прийти к единому мнению необходимо минимум 11 людям, что маловероятно.
Во-вторых, существующая система распределения бюджетных средств далека от совершенства. Нельзя структурировать работу предприятия по видам услуг, как в "черном ящике". Своими силами мы провели исследование всех объектов здравоохранения одного из центральных регионов. Результаты нас удивили. В соседних больницах разница в выделяемом бюджете на питание больного могла быть пятикратной. Кто-то пытался организовать услугу за 60 рублей, а кто-то выделял 300 рублей на пациента. Видимо, определяли стоимость по остаточному принципу: "сколько денег осталось, поделили на статистическую величину койко-мест". По нашей оценке, для Центрального региона России оптимальный бюджет составляет 140-150 рублей в день. За эти средства мы можем организовать качественную услугу 4-5-разового питания и лечебные столы. Получается, что в ряде заведений стоимость услуги была выше оптимальной в два раза.
Посчитать существующий бюджет на организацию питания в больницах было непросто. В настоящий момент отдельной строки бюджета просто не существует. Есть отдельно графа "закупки продуктов", отдельно - "закупки бытовой химии", а зарплата идет в общей графе заработной платы всех сотрудников объекта здравоохранения - от главврача до уборщиц.
Третья проблема - наш менталитет. Мы хотим все держать в своих руках, чтобы было все "свое". Неистребима в умах модель "натурального хозяйства" - своя столовая, своя прачечная, свой уборочный инвентарь. По нашей оценке, процент проникновения аутсорсинга (речь идет о работе профессиональных операторов, а не дочерних и иных зависимых обществ) в России не более 10%, в то время как на Западе это 75%. Вот и получается, что у нас главврачи, вместо того чтобы заниматься своими профессиональными обязанностями, выполняют роль шеф-повара, администратора и главного инженера. Ведь не только питание является непрофильной деятельностью для любого учреждения образования или здравоохранения, но это и уборка, и эксплуатация здания, система IT, охрана, утилизация отходов и т. д.
Надо сказать, что в России есть отличные примеры передачи непрофильной деятельности специализированным компаниям. В нескольких объектах здравоохранения запущена современная "таблет-система" - передовое решение, которое только начинает активно внедряться. В больницах, где работают профессиональные операторы питания, количество жалоб резко снизилось. Ведь основное преимущество аутсорсинга - это качество услуги. От так называемого конструктивного конфликта между клиентом и подрядчиком всегда выигрывает потребитель, в конечном счете именно он получает четко оговоренную, описанную, формализованную услугу.
Сравнивать наш рынок аутсорсинга с западным довольно сложно, слишком очевидно отставание, в том числе и технологическое. В питании существуют технологии, позволяющие обеспечить безопасное и качественное питание, существенно продлить жизнь продукта, сохраняя полезные свойства. Срок годности готовых блюд в Европе утвержден до 45 дней, достижение Федерации рестораторов и отельеров России - 24 часа. В нашей огромной стране организовать индустриальную систему питания невозможно, нужно менять законы. Я уже не говорю о роботах-тележках, которые уже 10 лет развозят еду по этажам одной из больниц Германии. Для нас это космические технологии.
Россия должна двигаться вперед и совершенствовать услугу. Но передовые решения необходимо вводить постепенно, адресно. Пусть программа будет внедряться 10-15 лет, но с каждым запуском мы будем совершенствовать модель. Не нужно строить завод на 100 000 рационов в день, эту идею на полном серьезе обсуждают в Татарстане, где будет проходить Универсиада. Но она проходит 2-3 недели, что потом делать с производством?
Правильное решение только одно - дайте возможность бизнесу работать. Гражданское общество должно исполнять роль контролера и идеолога, власть - роль администратора и регулятора. Бизнес при этом получит возможность предоставлять качественную услугу, люди будут делать то, что любят, умеют и готовы делать качественно. Это основное, больше ничего не нужно. И тогда Европа будет ездить на наши производства, чтобы перенять опыт.