03.07.2012 00:40
Экономика

ФАС разработала меры по стабилизации рынка нефтепродуктов

Конкуренция правила на рынке нефтепродуктов пора менять
Текст:  Анатолий Голомолзин (заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы)
Российская Бизнес-газета - : №24 (853)
Ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов нестабильна. Чтобы ее изменить, нужен комплекс мер, направленных как на коррекцию поведения вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), так и на изменение фискальной политики, правил проведения биржевых торгов, а также принятие ряда нормативных актов.
Читать на сайте RG.RU

ФАС России установил, что крупнейшие ВИНКи для "своих" сбытовых организаций поставляли топливо с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по существенно меньшим ценам, чем для независимых компаний. Такие действия позволяют оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара. Поставка на внутренний рынок осуществляется через дочерние структуры, которые в свою очередь устанавливают цены для дальнейшей перепродажи в адрес независимых участников рынка. Для формирования конкурентной цены в регионе ВИНКи должны обеспечить недискриминационные условия поставки нефтепродуктов в оптовом звене как для своих дочерних сбытовых предприятий, так и для независимых участников рынка. Эти условия касаются цен, объемов, условий договоров поставки.

Для повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на российских рынках нефтепродуктов ФАС разработала проекты федеральных законов "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ" и "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ". В настоящее время законопроекты внесены в правительство.

В законопроекте "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ" предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен.

Один из индексов - это биржевые котировки на нефть и основные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиатопливо, мазут). В начале 2012 года вступил в силу ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("Третий антимонопольный пакет"), в рамках которого устанавливаются требования к формированию рыночной цены на биржевых торгах.

Исполнение этих требований позволит сформировать объективный рыночный индикатор на нефтепродукты.

Также "Третьим антимонопольным пакетом" предусмотрен ряд подзаконных актов, которые регламентируют особенности реализации на бирже нефтепродуктов. Разработка этих актов должна завершиться в конце первого полугодия 2012 года.

Другой индекс - внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты. Для развития биржевой торговли, в том числе производными финансовыми инструментами, необходимо создать репрезентативный ценовой индикатор на нефтепродукты, который учитывает ценовые параметры сделок, заключенных на внебиржевом рынке. Данное условие возможно при обеспечении обязательной регистрации ВИНК долгосрочных договоров поставки нефтепродуктов, предусмотренной постановлением правительства РФ "Об утверждении положения о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также о ведении реестра указанных сделок и предоставлении информации из реестра".

Кроме того, на согласовании в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти находится проект федерального закона, который разработал ФАС, "О внесении изменений в Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные законодательные акты РФ". Этим законопроектом предлагается дополнить статью о товарных биржах пунктом, который устанавливает, что стороны внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, должны представлять товарной бирже информацию о таких сделках в случаях, порядке, объеме и сроки, которые установлены правительством РФ.

В соответствии с Законом РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" в случаях и порядке, которые установлены правительством, товарная биржа осуществляет регистрацию внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, ведет реестр указанных сделок и обеспечивает предоставление информации из соответствующего реестра.

Чтобы не допускать уклонения от обязанности по регистрации на товарной бирже внебиржевых сделок, в том числе долгосрочных договоров поставки, которые совершены лицами, указанными в перечне биржевых товаров, законопроектом предлагается ввести административную ответственность.

Еще одним индексом являются сопоставимые цены зарубежных рынков. Здесь для формирования индикатора внутреннего рынка ФАС России предлагает пользоваться принципом Net - Back (мировая цена без пошлин и транспортных расходов). Ранее ФАС уже давала предложения по применению формульного ценообразования с использованием принципа Net - Back для расчета рыночных цен оптового рынка нефтепродуктов. Теперь считаем необходимым подобную практику закрепить законодательным образом (проект федерального закона "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ").

Ценовой арбитраж между перечисленными тремя индексами позволит ориентировать цены на нефтепродукты на рыночный уровень и не допускать их необоснованного роста.

Надо отметить, что законопроект "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ" дополнительно формулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. В частности, речь идет о том, чтобы не допускать сделок слияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает пороговое значение. Установлено также требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой и розничной реализацией нефтепродуктов. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании - владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК.

Обязательным становится ведение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Кроме того, проектом закона установлена обязательность публикации информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах.

Чтобы перераспределить фискальную нагрузку на нефтяные компании, в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов ФАС вышла с инициативой о внесении изменений в налоговое законодательство. Эта инициатива направлена на стимулирование производства более качественного автомобильного топлива и снижение влияния роста мировых цен на ценовую ситуацию на внутреннем рынке за счет адекватного снижения налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) на внутреннем рынке в период роста мировых цен на нефть выше запланированного уровня.

Наше предложение предусматривает отказ от разового повышения акцизов на топливо с 1 июля 2012 года, а также в 2013 и 2014 годах, предусмотренного действующей редакцией Налогового кодекса РФ, с переходом на индексацию акцизов, формульное определение размера налоговых ставок акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо, устанавливающее его зависимость от цены на нефть на мировом рынке, при превышении мировой цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья пороговых значений в диапазоне от 70 до 140 долларов США за баррель.

Применение формульного определения размера налоговых ставок на автомобильный бензин и дизельное топливо, предусмотренное проектом закона, позволит оптимизировать уровень налоговой нагрузки на нефтяной сектор в период значительных колебаний цен на нефть и на автомобильное топливо на мировых рынках; не допустить необоснованного роста цен при поставках автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок; не допустить значительной волатильности цен, создающей угрозу устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов и экономики в целом.

Нефть и газ ФАС