- Высокий процент топ-менеджеров, подозревающих, что за ними следят, обусловлен большой зоной ответственности этих сотрудников. Когда перед тобой ставят серьезные задачи, от решения которых зависит дальнейшее развитие бизнеса, то ты невольно понимаешь, что и спрос с тебя будет немалый. Сотрудникам сферы безопасности априори свойственно сомневаться и подозревать окружающих в чем-либо в силу своей профессии. Поэтому они могут проецировать такое отношение и на себя, в том числе со стороны своего работодателя, - полагает Ирина Антоненко, руководитель группы подбора кадрового центра "ЮНИТИ".
Интересно, что почти каждого второго (44%), кто заподозрил слежку со стороны работодателя, это обстоятельство заставило задуматься и ограничить действия личного характера на работе. 29% стараются не поднимать в личных беседах в мессенджерах компрометирующие темы, 16% чистят историю посещения страниц на компьютере, а 8% шифруются при общении с друзьями и коллегами на неоднозначные темы.
Тем менее 12% работников признали, что у них случались неприятности из-за того, что работодатель читал их личную переписку, просматривал историю посещения страниц и отслеживал другие действия, не связанные с рабочими задачами. Например, 44% были пойманы за тем, что искали работу, а 43% тратили рабочее время на пустые разговоры с друзьями.
"Если зафиксировано нелояльное поведение сотрудника, чаще всего с ним расстаются. Если недовольство или критика (со стороны сотрудника) реально обоснованы, то это способствует оптимизации работы. Кстати, иногда цель предупредить "бурю" превалирует над желанием просто контролировать", - добавляет Светлана Куличева, руководитель индустриального направления Холдинга "Империя Кадров".
Степень развития "слежки" в компании зависит от структуры, корпоративной культуры, а также сферы ее деятельности. "Если результат работы компании напрямую зависит от поэтапного механического выполнения операций сотрудниками, то все рабочее время должно быть занято непосредственно работой, в этом случае работодатель прибегает к жестким мерам отслеживания эффективности использования рабочего времени и назначает выговоры, штрафы и пр. за нарушение дисциплины. Но все же редко работодатель в открытую декларирует, что ведет наблюдение за сотрудниками. Обычно ограничиваются предупреждением о существующих правилах при приеме на работу либо закрывают доступ на различные развлекательные сайты и т.п. Также содержание почты может в избирательном порядке отслеживать служба безопасности компании, компания может фиксировать все исходящие звонки, вплоть до записи разговора, пропускная система позволяет вести график посещаемости", - перечисляет способы ведения "слежки" Ирина Антоненко.
В целом у большинства работников не вызывает никаких эмоций возможная слежка со стороны работодателя (69%). Хотя есть и те, кто готов уволиться (8%) или даже подать в суд (5%).
- Можно много лет работать с надежным и проверенным человеком, который при определенных обстоятельствах совершает предательство, что может обернуться крахом всего - бизнеса, веры в людей. Такие случаи, действительно, имеют место быть, поэтому многие работодатели и хотят подстраховаться, - говорит Светлана Куличева.