Поводом для трений стали новые сроки пребывания в республике нашей 201-й военной базы. Ее части располагаются в трех таджикских городах - Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе - и уже несколько десятилетий прикрывают границы СНГ на весьма опасном южном направлении. Условия нахождения российских солдат и офицеров в республике определены двусторонним соглашением. Его действие заканчивается в 2014 году, для продления договора нужно соответствующее решение официальных властей Таджикистана и России.
Прошлой осенью во время визита президента РФ в Душанбе главы двух стран договорились, что в первом квартале 2012-го соглашение будет пролонгировано на 49 лет. Однако позже МИД Таджикистана обнародовал достаточно неожиданную весть - мол, диалог по российской военной базе требует времени, форсировать его нельзя, поэтому новые договоренности, скорее всего, подпишут позже намеченного срока. Такие заявления просто так не делают, и последствия дипломатических маневров Душанбе уже реально ощутили руководители нашего минобороны.
- Переговорный процесс по этой базе идет трудно, но мы надеемся, что здравый смысл все-таки победит, - прокомментировал ситуацию начальник Генштаба Николай Макаров.
По его словам, при подготовке нового документа представители Таджикистана заняли неконструктивную позицию. А потому до выработки взаимоприемлемых решений нет смысла выделять средства на дальнейшее обустройство российской военной базы.
Что требуют от нас партнеры и как они меняют свою позицию, можно судить по высказываниям главкома Сухопутных войск РФ Владимира Чиркина.
- Таджикская сторона уже "вывалила" более двадцати предложений, большинство из которых для нас неприемлемы, - заявил генерал.
Например, вместо первоначально согласованных 49 лет пребывания в республике нашей военной базы власти Душанбе теперь говорят о 10, 20 или, в крайнем случае, 29 годах действия нового соглашения. Это условие сопровождается требованием безвозмездно поставлять Таджикистану российскую боевую технику и боеприпасы. А еще таджики спорят о цене пребывания нашей армейской группировки в республике. Словом, как выразился Чиркин, идет некрасивая "восточная торговля", которой пока не видно конца.