Напомним, это уже седьмой съезд педагогов-предметников, проходящий в стенах университета в рамках программы "МГУ-школе". Кроме МГУ подобный Всероссийский съезд учителей истории проходил в прошлом году в РГГУ. Ректор МГУ Виктор Садовничий считает такую деятельность университетов очень важной, а задачу сохранения высокого уровня преподавания русского языка не только школьной, но и вузовской.
- У нас есть филиалы за границей. Преподавание там, надо сказать, идет на эталонном русском языке. Филиал в Баку, например, возглавляет профессор русской филологии. И то, что три с половиной тысячи школьников в этих странах учат русский язык и знают, что будут получать высшее образование на нем, считаю заслугой МГУ, - подчеркнул Виктор Садовничий.
На съезде учителя обсудят, как преподавать словесность на базовом и углубленном уровне - этого требует теперь новый стандарт. Другая важная тема для диспутов - как вернуть интерес к чтению? Ситуация у нас плачевная. Согласно последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста старшеклассниками Россия среди 65 стран заняла 41-е место. Хотя еще недавно была на 27-м.
Может, стоит отказаться от громоздкой программы по литературе, которую, честно говоря, просто невозможно осилить, и составить список 100 лучших книг, которые де-факто станут обязательными для чтения? С этой инициативой выступил президент, и сейчас она активно обсуждается. С тем, что школьная программа по литературе перегружена, согласны и сами учителя.
Надо активнее привлекать к преподаванию словесности музейное сообщество, ввести в программу уроки в литературных музеях - об этом на съезде расскажут представители литературных музеев им А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, где давно практикуются разные формы работы, в том числе костюмированные экскурсии для школьников. Не обойдется без ЕГЭ. Как тестирование по литературе отражает способности ученика мыслить, переживать прочитанное, почему не работает связка "школа-вуз"?