04.07.2012 14:30
Экономика

В Ульяновске отменили программу по строительству "летающих тарелок"

Текст:  Виктория Чернышева (Ульяновск)
В среду на заседании регионального правительства было принято решение об отмене областной целевой программы "Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов (АТЛА)".
Читать на сайте RG.RU

Принятый два года назад документ предполагал строительство в Ульяновске дирижаблей грузоподъемностью от 600 до 1500 тонн, предназначенных для доставки, в том числе, негабаритных грузов в труднодоступные места. Стоимость программы - 2,7 миллиарда рублей, из которых 300 миллионов предполагалось выделить из регионального бюджета. Однако стать "главными по тарелочкам" ульяновцам не суждено. После бурного обсуждения этого проекта в СМИ, подкрепленного мнениями экспертов, местные власти от этой идеи отказались. Из бюджета на него за два года не выделили ни копейки.

Решение о реализации программы было принято в июле 2010 года. Воплощать ее в жизнь хотели в формате частно-государственного партнерства. Инвестор, предложивший губернатору региона Сергею Морозову этот проект - ОКБ "Локомоскай". С этой компанией ульяновские власти подписали соглашение о сотрудничестве на МАКСе-2009. Громкий проект был презентован президенту РФ Дмитрию Медведеву, который провел в Ульяновске заседание Госсовета.

Руководство "Локомоскай" утверждало, что эффект от строительства АТЛА будет грандиозным: в регионе должно было появиться 800 новых рабочих мест; дополнительные поступления в бюджет по налогу на прибыль от реализации и эксплуатации только одной "тарелки" грузоподъемностью 600 тонн составляли бы до 120 миллионов рублей в год. Предполагалось загрузить производством деталей, узлов и оборудования для дирижаблей местные предприятия, в частности, авиазавод "Авиастар-СП". Местные чиновники даже начали шутить, что "скоро будем летать в область на дирижаблях" , которые по виду походили на летающие тарелки.

АТЛА должны были произвести революцию в воздухоплавании. Аппараты предназначались для перевозки продукции предприятий горнодобывающей, лесной, газо-химической и нефтяной промышленности в районах, не имеющих развитой транспортной инфраструктуры; помощи МЧС в ликвидации последствий стихийных бедствий; проведения мониторинга и контроля с воздуха за различными объектами. Сибирь и прочие отдаленные районы наконец-то стали бы доступными: дирижаблям взлетно-посадочная полоса не нужна... Однако проект "споткнулся" об одно препятствие. По мнению экспертов, дирижаблей, способных перевозить тяжелые грузы, в мире пока не существует.

- Технической подоплеки у проекта нет. Хотя попыток создать подобные дирижабли было много. Поясню: воздушный аппарат, доставляя груз, положим, весом в 600 тонн, его выгружает. И в тот же момент становится на 600 тонн легче. "Локомоскай" предлагает решить эту проблему так - выпустить горячий воздух. Но чтобы поднять такой груз, нужен объем в несколько миллионов кубометров. Площадь дирижабля при этом будет огромной. На сегодняшний день не существует материалов, из которых можно было бы изготовить такую конструкцию, - прокомментировал еще два года назад корреспонденту "РГ" председатель Совета директоров НПО "РосАэроСистемы" Геннадий Верба.

В Ульяновске уже пытались воплотить в жизнь подобный план. На "Авиастаре" формировалась производственная и летно-испытательная база термопланов. В начале 90-х здесь построили и готовили к летным испытаниям действующую модель воздушного агрегата диаметром 40 метров. Он назывался АЛА-40. Однако термоплан так и не поднялся в воздух.

Кстати, еще в 2010 году уполномоченный по коррупции Ульяновской области Александр Павлов проанализировал областную целевую программу по строительству АТЛА и сделал вывод, что она содержит коррупциогенные факторы. По мнению уполномоченного, в программе содержится ряд мероприятий, стоимость осуществления которых ничем не обоснована и не подтверждена: "Нет никаких расчетов, позволяющих сделать вывод о необходимости выделения бюджетных средств на: анализ действующих нормативных документов по организации воздушного движения в РФ на предмет их применимости к АТЛА; подготовку законодательных инициатив для внесения их на рассмотрение в Госдуму; разработку и изготовление модели демонстратора технологий АТЛА и так далее". Так что, отменив программу, ульяновские власти, в какой-то мере, "сохранили лицо". Отношение к громкому проекту у многих жителей региона было крайне отрицательное - ульяновцы полагали, что бюджетные деньги в буквальном смысле, растворятся в воздухе.

Авиатранспорт Ульяновск Средняя Волга