Согласно документу, "свидетельства о среднем, среднем специальном, высшем образовании, а также ученые степени кандидата и доктора наук, выданные в любой из пяти стран, взаимно признаются и дают право для продолжения обучения и работы в государстве каждой из сторон".
По мнению министра образования и науки Киргизии Каната Садыкова, соглашение - своевременное, так как в реформировании высшей и средней школы страны ЕврАзЭС движутся в одном направлении.
- Все мы переходим или уже перешли на болонский процесс в высшем образовании, - объяснил чиновник. - При этом всеми способами мы стараемся повысить качество знаний. Например, в нашей республике ликвидированы практически все заочные отделения в вузах, поскольку они не соответствуют современным стандартам образования.
Казахстанский коллега Садыкова Бакытжан Жумагулов, в свою очередь, также поделился опытом реформирования высшей школы.
- Мы меняем классификацию наших вузов, согласно мировым стандартам. Так с 2007 года в Казахстане не присваиваются ученые степени кандидата и доктора наук, - сообщил он. - После бакалавриата и магистратуры можно получить диплом доктора философии и аттестат ассоциированного профессора. Причем защита диплома доктора возможна только при двойном руководстве - профессоров из Казахстана и дальнего зарубежья. Дипломант также обязан свободно владеть английским языком.
Кстати, по словам Бакытжана Жумагулова, в Казахстане признаются только те доктора и кандидаты наук стран ЕврАзЭС, которые учились очно.
Второй, но не менее важной целью заседания совета ЕврАзЭС стало обсуждение и подписание соглашения о взаимной подготовке и аттестации педагогов.
Согласно документу, Киргизия, Россия, Казахстан, Беларусь и Таджикистан на взаимовыгодных условиях будут отправлять друг к другу практикующих преподавателей для повышения квалификации или для подготовки научной работы.
Такой обмен, по мнению председателя Высшей аттестационной комиссии ЕврАзЭС от Беларуси Анатолия Афанасьева, значительно улучшит квалификацию педагогов, а, соответственно, и качество образования.
- Запросы к педагогам у нас довольно высокие, - сказал он. - Но прежде чем требовать от них качества обучения, нужно обеспечить им условия для повышения квалификации. Также не мешало бы стимулировать преподавателей повышением заработной платы, согласно полученной квалификации.
Документ об образовании, выданный в любой из стран ЕврАзЭС, теперь признается на всем евразийском пространстве.