05.07.2012 00:44
Экономика

Иран может уступить России свою долю в мировых поставках нефти

Конфликт вокруг Ирана поможет российскому бюджету заработать. Но немного
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Федеральный выпуск: №151 (5824)
Минфин в августе подготовит прогноз бюджета на 2013 год, исходя из цены на нефть в 60 долларов за баррель. Об этом вчера сообщил замглавы ведомства Алексей Лавров.
Читать на сайте RG.RU
Поставки нефти через Ормузский пролив

Нефть на этой неделе впервые с середины июня торгуется выше 100 долларов за баррель. Но котировки лихорадит. Вчера в течение дня они несколько раз пересекали стодолларовую отметку в обратном направлении. На момент подписания номера "черное золото" марки Brent, к которой "привязана" цена российской Urals, стоило 99 долларов за бочку. Эксперты говорят, что в ближайшие два месяца от нефтяных цен не стоит ждать постоянства. Они могут, как вырасти до 105 долларов, так и упасть до 93. "РГ" попыталась разобраться, что будет влиять на котировки и какой вариант развития событий вероятнее.

Один из факторов, который, по мнению аналитиков, сейчас заметно сказывается на стоимости "черного золота" - конфликт вокруг Ирана. На этой неделе стало известно, что Тегеран разработал законопроект о блокировке Ормузского пролива - важнейшего морского пути, который ежедневно пропускает больше 20 процентов мировых поставок нефти. В США в ответ на это заявили, что судоходство в проливе регулируется международным правом и не может быть прекращено по решению конкретной страны. "Движение морских судов через Ормузский пролив всегда осуществлялось во взаимодействии с военно-морскими силами Ирана, которые состоят в основном из регулярных ВМС и флота Корпуса стражей исламской революции, - комментирует старший аналитик направления "Мировая энергетика" энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Мария Белова. - Фактически иранские военно-морские силы осуществляют контроль и поддерживают порядок в Ормузском проливе совместно с Султанатом Оман через оманский анклав Мусандам. Но важнее другое: чтобы пройти через Ормузский пролив, все морские суда, включая военно-морской флот США, должны пересечь иранские территориальные воды".

Иран, по словам Марии Беловой, позволяет иностранным судам пользоваться своими территориальными водами на добровольной основе, а также на основании части III Конвенции ООН по морскому праву о транзите судов. В ней говорится, что суда могут свободно проходить через Ормузский пролив.

Вашингтон тем не менее все-таки решил подстраховаться. Газета The New York Times во вторник сообщила, что США увеличивают военное присутствие в Персидском заливе. На случае, если Тегеран в своих угрозах все-таки перейдет от слов к делу.

По оценке экспертов энергетического центра бизнес-школы "Сколково", в случае полного прекращения поставок нефти через Ормузский пролив в результате военных действий поставки нефти на международный рынок сократятся примерно на 17 миллионов баррелей в сутки (83 миллиона тонн в год).

Аналитик "Инвесткафе" Юлия Войтович замечает, что альтернативные маршруты поставок нефти в обход Ормузского пролива есть, но их пропускная способность не так велика. Во всяком случае, обеспечить транспортировку равноценных Ормузу объемов топлива они не смогут.

Конфликт вокруг Ирана, напомним, разгорелся из-за его ядерной программы. Тегеран утверждает, что она нужна для мирных целей, в частности развития атомной энергетики. Западные страны уверены, что это только прикрытие, а на самом деле исламская республика создает ядерное оружие. Чтобы заставить Иран отказаться от разработок, Евросоюз ввел запрет на поставки иранской нефти в европейские страны - эмбарго вступило в силу первого июля. До этого экономические санкции к республике применили США. И хотя иранские власти говорят, что страна может как минимум три года вообще обходиться без экспорта нефти, ясно, что "удар" пришелся в точку. Чтобы преодолеть негативные последствия эмбарго, придется задействовать Фонд национального благосостояния.

Вступление в силу эмбарго на иранскую нефть изменило расклад, сложившийся на рынке. Предложение уменьшилось на миллион баррелей в сутки, и это подтолкнуло цены вверх. Если Ормузский пролив все-таки будет перекрыт, это "подогреет" котировки еще больше.

Начальник отдела аналитических исследований "Универ Капитал" Дмитрий Александров, впрочем, сомневается, что такой вариант развития событий действительно возможен. "Иран пойдет на блокировку лишь в самом крайнем случае", - говорит он.

По мнению Александрова, иранский фактор для нефти вообще не главный. Вряд ли в ближайшее время именно он будет определять судьбу нефтяных котировок. "Об эмбарго было известно давно, но на фоне ожидающегося запрета цены на нефть падали со 110 долларов за баррель до 90, - напоминает эксперт. - А вот после саммита ЕС, участники которого неожиданно смогли договориться о конкретных мерах поддержки банковского сектора, они, наоборот, поднялись с 90 долларов на 100. Так что финансовый фактор сегодня гораздо более значим, нежели все остальные".

Сегодня Европейский центробанк, как ожидается, объявит о новых стимулах для экономики еврозоны. Поэтому до конца недели цены на нефть могут еще немного прибавить, прогнозируют эксперты. Но стабильности ждать не стоит. "Лето - вообще сложное время для рынков, - констатирует Александров. - Если говорить о конкретных прогнозах по стоимости нефти, я бы исходил из ценового коридора в 93-105 долларов за баррель".

Нефть и газ Иран