06.07.2012 00:30
В мире

Токио победил пробки с помощью датчиков и "умных" светофоров

Как японцы приручили большой город
Текст:  Екатерина Забродина (Токио - Москва)
Российская газета - Федеральный выпуск: №153 (5826)
Многоуровневые развязки, пронизывающие Токио бетонной паутиной, вездесущие датчики и "умные" светофоры - этот футуристический арсенал помогает японцам изо дня в день побеждать дорожные заторы в одном из крупнейших мегаполисов мира. В том, что система работает, убедилась обозреватель "РГ", которой за всю неделю так и не довелось постоять в знаменитой токийской пробке.
Читать на сайте RG.RU

- Наша обычная смена - всего четыре-пять операторов. Здесь находится так мало людей, потому что управлять всеми функциями можно с любого компьютера, - начальник Центра управления транспортом Токийской полиции Огасавара-сан гостеприимно показывает застекленную комнату с огромным экраном.

Именно в этом "мозговом центре" японской столицы кипит невидимая работа, без которой 13-миллионный Токио встал бы намертво. На экране отображается дорожная сеть мегаполиса. В левой части - скоростные магистрали, в центре - обычные дороги. Их цвет меняется в режиме реального времени, показывая ситуацию с трафиком. Будний день, около трех часов - карта Токио благополучно "зеленеет", но есть и тревожные красные отрезки. Значит, на этих участках образовались пробки.

Еще лет двадцать пять назад советские международники с сочувствием описывали, как задыхается в выхлопах парализованный в часы пик Токио. Сейчас здесь дышится гораздо легче, чем в Москве, - в том числе благодаря "гибридам", на которые пересаживаются автомобилисты. Да и пробки нынче совсем не те.

- На скоростной трассе затором считается движение менее 60 километров в час, на обычной дороге - 40, - объясняет Огасавара-сан.

Ну а ехать 20 километров в час, по здешним меркам, - почти катастрофа. Японцы признают, что добились такого эффекта не за один год. Центр открылся в 1995-м, и с тех пор его работа постоянно совершенствовалась. Гостям из России торжественно выносят "передовую технологию" - ультразвуковой датчик, какими нашпигованы токийские дороги. Они определяют плотность транспортного потока и передают данные в центр. Картинку со скоростных автострад снимают обычные камеры. Кроме того, по всему мегаполису установлены 17 тысяч инфракрасных детекторов - сигналы от них поступают прямо на навигаторы проезжающих машин, чтобы автомобилисты могли выбрать более удобный маршрут. Знакомые японцы, которым приходилось ездить по Москве с нашими водителями, очень веселятся, когда те начинают разговаривать и спорить со своими GPS. "Вам приходится включать смекалку", - понимающе кивают они.

Впрочем, и японцы не полагаются на одну лишь технику. В Стране восходящего солнца традиционно высок авторитет полицейских. Вот обычная картина: сотрудник полиции выписывает нарушителю квитанцию - и вежливо с ним раскланивается. Бога-покровителя путешественников, толстяка Дзидзо, японцы изображали с посохом в руке - сегодня он превратился в красный мигающий жезл уличных постовых. Они также оперативно сообщают о проблемах на дорогах в центр, где их с невозмутимым спокойствием "разруливает" небольшая слаженная команда.

- В Токио около 15 тысяч светофоров, и прямо отсюда мы можем управлять временем подачи зеленого и красного сигналов, в зависимости от трафика, - приоткрывает Огасавара-сан тайны большого города. После прошлогоднего землетрясения 11 марта скоростные дороги в Токио закрылись - до утра следующего дня. Трудно поверить, но примерно за сутки ситуацию в мегаполисе удалось взять под контроль.

Японские специалисты, в том числе сын экс-премьера Японии Киитиро Хатояма, давно пытаются помочь российским коллегам в их пока безуспешной борьбе с пробками. В Токио - сопоставимый с московским автопарк (два года назад он насчитывал более 5 миллионов машин) и похожее кольцевое устройство. Но вот философия организации городского пространства - совсем иная. В интереснейшем музее Эдо-Токио открылась выставка, посвященная 400-летней истории самого главного японского моста Нихонбаси, от которого в древности отсчитывали все расстояния. Именно с него начинался тракт Токайдо, увековеченный в гравюрах великого Хиросигэ. Сегодня взору доступен лишь его макет в городском музее - историческую достопримечательность загородил нависший сверху хайвэй. В этом символичном наслоении - торжество дорожной идеи Токио, где планировщикам приходится отвоевывать у пространства каждый метр. Мегаполис опутан паутиной многоуровневых развязок, которые уходят в подземные тоннели и взмывают на высоту двух-трех десятков метров. В Токио действуют восемь бесплатных кольцевых автодорог и четыре платные. Даже оплату проезда японцы довели до виртуозного автоматизма: датчик считывает персональный код водителя, и нужная сумма списывается с его банковского счета.

Но вся эта махина вряд ли бы работала так слаженно, если бы не высокая культура вождения дисциплинированных японцев. Хотя милые слабости порой все же не обходят стороной их стойкую самурайскую натуру. Так, здесь нещадно штрафуют попавшихся за рулем в подпитии - а также их несознательных попутчиков и даже рестораны, где был учинен "кампай". Могут и прав лишить.

Вообще же все больше японцев пересаживаются на метро, городские электрички JR и скоростные поезда. На них очень удобно добираться в центр с окраин и из соседних префектур. Тем более что парковки в Токио довольно дорогие - до 600 йен в час (кое-где введен максимальный предел - 3000 йен за стоянку). Многие чиновники в конце рабочего дня предпочитают оставлять автомобиль и пользоваться для личных поездок общественным транспортом. А еще в Токио очень популярны велосипеды - они припаркованы вдоль дорог по всему городу.

- Во времена моей молодости мы хотели попробовать как можно больше автомобилей, очень любили спортивные машины, а теперь мода изменилась, - вспоминает начальник центра.

По его словам, количество ДТП в Токио потихонечку снижается - благодаря все тем же ноу-хау. Например, "умные" светофоры реагируют на приближение пешеходов по желтым дорожкам, оснащенным специально для слабовидящих, - такие выделены почти на каждом тротуаре. Но это не значит, что аварий нет. В день случается около 150 более - менее серьезных происшествий. Бывают и пострадавшие, и человеческие жертвы.

Неслучайно среди японских "конвертиков"-омамори, которые традиционно продаются при буддийских храмах, так популярны амулеты "на удачное вождение". Что и говорить, гостям из России они тоже очень нравятся.

Кстати

Около 26% токийских дорог принадлежит муниципалитету, остальные - государственные. Одно время власти обещали сделать бесплатными все дороги в Токио, но до этого пока не дошло. Недавно за проезд на небольшие расстояния на платных скоростных трассах в черте мегаполиса ввели фиксированный минимум - 500 йен (около 200 рублей). А в ночное время автомобилистам предоставляют скидки - до 50 процентов.

Япония Дороги