Коммуникации, которые тянутся из портового города Карачи в Афганистан, были перекрыты Пакистаном семь месяцев назад, после атаки натовских вертолетов на приграничный блокпост пакистанской армии, унесшей жизни 24 солдат. И хотя Пакистан до последнего добивался от США официальных извинений за этот эпизод, госсекретарь Хиллари Клинтон в беседе со своей пакистанской коллегой Хиной Раббани Хар заявила лишь о том, что США "сожалеют о потерях пакистанских военных" и впредь намерены не допускать подобного.
Так и не дождавшись официального извинения, Пакистан все же согласился пойти на уступки и "разморозил" транзит натовских грузов, а также снял требование об оплате пяти тысяч долларов за каждый перевезенный контейнер.
В течение последних месяцев этот вопрос был предметом острых разногласий между Вашингтоном и Исламабадом, а во время последнего саммита НАТО встреча президентов США и Пакистана была отменена именно из-за разных точек зрения на стоимость логистики.
В итоге американо-пакистанские разногласия вынудили Вашингтон и НАТО практически полностью переключиться на снабжение международных сил содействия безопасности через "северную распределительную сеть" - гораздо более безопасный маршрут, проходящий по территории России и нескольких центрально-азиатских стран. "Тупик в отношениях США и Пакистана по транспортировке грузов добавил, в частности, переговорных рычагов Узбекистану, который сильно заинтересован в транзитных платежах. Только за последний год Вашингтон перечислил центрально-азиатским странам 500 миллионов долларов за использование транспортных коридоров на их территории", - пояснил "РГ" профессор Колумбийского университета Александр Кули.
Весьма показательно, что с "прорывом" в американо-пакистанских отношениях совпало решение администрации США разблокировать пакет финансовой помощи Пакистану на сумму около 1,2 миллиарда долларов, которые официально будут выделены Фонду поддержки коалиционных сил, но пойдут на финансирование сотрудничества с Исламабадом по борьбе с терроризмом.