05.07.2012 08:57
Экономика

Эксперты: Новосибирску необходимы новые транспортно-логистические зоны

Транспортно-логистический комплекс Новосибирска ожидает новый этап развития
Текст:  Наталья Решетникова
Российская газета - Экономика Сибири: №151 (5824)
Новосибирская область остро нуждается в увеличении пропускной способности железнодорожных станций и сети объездных дорог. Об этом шла речь на недавнем транспортном форуме Сибири.
Читать на сайте RG.RU

Растущие объемы

По итогам прошлого года транспортный комплекс региона превысил докризисные показатели. По данным президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛ) Сергея Максимова, объем перевозок грузов в 2011 году составил 26,5 миллиона тонн, что выше максимального докризисного уровня 2008-го на 5,2 процента. Погрузка крупнотоннажных контейнеров в прошлом году, по сравнению с 2010-м, выросла на семнадцать процентов, а по сравнению с 2008-м - на одиннадцать.

По оценке специалистов, в дальнейшем ожидается увеличение объема грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом - примерно на четыре-пять процентов в год. При этом опережающими темпами будет идти рост контейнерных перевозок. Новосибирский аэропорт Толмачево также планирует наращивать грузоперевозки. В прошлом году здесь было обработано 21,8 тысячи тонн грузов (увеличение к 2010-му - на 10,7 процента). Количество грузовых рейсов выросло на сорок процентов. В планах этого года - обслужить более 27,7 тысячи тонн грузов, что на 28 процентов выше предыдущего периода.

Любопытно, что основной рост произошел благодаря почтовым отправлениям (люди стали больше заказывать товаров через Интернет и каталоги), импорту скоропортящихся продуктов питания, свежесрезанным цветам. В этом году впервые новосибирский аэропорт принял и "обслужил" нестандартный груз - несколько племенных коров, которые прибыли из Канады по заказу алтайских фермерских хозяйств.

Резервы на исходе

Сейчас в новосибирском аэропорту создан существенный резерв пропускной способности как по пассажирским, так и по грузовым перевозкам. Пропускная способность грузового комплекса превышает пятьдесят тысяч тонн в год. Введены в эксплуатацию новые терминалы внутренних и международных авиалиний, грузовой интермодальный терминал, вторая взлетно-посадочная полоса, отвечающая всем самым современным требованиям.

Такая готовность позволяет воздушному хабу ставить задачи на перспективу. Среди них - увеличение маршрутной сети (как международной, так и внутрироссийской), привлечение новых авиакомпаний и развитие трансфертных рейсов. Это скажется на увеличении объемов обслуженных пассажиров и грузов.

Но для того чтобы груз далее "разошелся" по Сибири, требуется адекватное развитие железнодорожной, автомобильной и логистической инфраструктур.

- Необходимы дополнительные стоянки для обслуживания грузовых воздушных судов, которые будут примыкать к терминалу, что ускорит процесс их обработки. Рассматриваем совершенно новый для себя проект строительства железнодорожной ветки с пропускной способностью двести контейнеров в месяц, - сообщил генеральный директор "Международного аэропорта Новосибирск" Кирилл Покровский.

При этом, отмечают эксперты, уже в ближайшее время железнодорожные станции в центральной части Новосибирска исчерпают резервы своего развития и на них замедлятся темпы роста грузооборота. Наоборот, возможен быстрый рост грузооборота станций, расположенных в пригородной зоне и зонах активного экономического развития: Иня-Восточная, Крахаль, Чемская, Клещиха, Искитим, Барабинск, Чик, Линево, Евсино, Бердск, Тогучин, Изынский и другие.

- К финалу подходит реконструкция станции "Клещиха" - одного из основных погрузочных пунктов региона. Это позволит увеличить ее мощность в два раза. Область в целом готова к увеличению объемов грузооборота, - сообщил заместитель директора филиала компании "ТрансКонтейнер" на Западно-Сибирской железной дороге Сергей Лебедев.

Доставить в срок

Но сегодня представителей логистических и экспедиторских компаний все больше беспокоит вопрос, как автотранспортом доставлять груз "до двери" и "точно в срок". Дело в том, что для проезда большегруза по городским дорогам нужен пропуск, а его стоимость, по словам Сергея Лебедева, растет в геометрической прогрессии. Кроме того, теряется время на оформление и согласование, на преодоление автомобильных пробок. Таким образом, утверждают экспедиторы, становится совершенно нерентабельно возить крупногабаритные грузы автотранспортом.

В связи с этим члены СТЭЛ считают необходимым развивать транспортно-логистические зоны (ТЛЗ) в пригородах Новосибирска, на входах-выходах в город в районе крупных автодорожных и железнодорожных магистралей. Сейчас с участием инвесторов формируются три крупные инфраструктурные зоны - Западная, Восточная и в перспективе Южная. Наиболее развитая - Западная ТЛЗ, включающая аэропорт Толмачево и его терминальные комплексы, промышленно-логистический парк площадью две тысячи гектаров, контейнерный терминал "Клещиха", комплекс складов и терминалов в районе улицы Станционной и Толмачевского шоссе.

- Но не менее важное значение для новосибирского транспортного узла имеет развитие и Восточной зоны, где будут востребованы крупные логистические комплексы, - уверен Сергей Максимов. - Работа уже ведется. Рядом со станцией "Иня-Восточная" компанией "Евросиб" создан современный терминал. Реализацию проекта по созданию логистического комплекса начинает группа компаний "Байт-Транзит".

Эта зона привлекательна для инвесторов, но решить все задачи самостоятельно они не могут, так как логистические объекты имеют достаточно высокую стоимость и значительное время окупаемости. При этом затраты на развитие прилегающей инженерной и транспортной инфраструктуры иногда сопоставимы со стоимостью самого объекта, в связи с чем необходимо формирование механизмов государственно-частного партнерства, считают участники рынка.

Новые зоны

По мере развития технопарка новосибирского Академгородка, биотехнопарка в наукограде Кольцово и строительства Восточного автодорожного обхода возникнет необходимость формирования Южной транспортно-логистической зоны.

В прошлом году в Новосибирской области объем промышленного производства (без учета сельхозпереработки) составил 296,5 миллиарда рублей, совокупный оборот оптовой и розничной торговли - 820 миллиардов. И это - не предел для крупного транспортного и торгового центра, каким является Новосибирск. Вместе с ростом грузовой базы будет увеличиваться востребованность складских услуг и комплексов. Сегодня общий объем складского хозяйства новосибирского транспортного узла составляет более семисот тысяч квадратных метров. Однако, по мнению экспертов, крайне не хватает современных высокотехнологичных складов и терминалов класса "А" и "В", а также оптово-розничных центров в пригородной зоне.

В перспективе в Новосибирскую область можно привлечь торговые и сбытовые компании из Москвы, Санкт-Петербурга, Казахстана, Китая, Южной Кореи, крупные федеральные сети. В качестве пилотного проекта их размещения можно предложить Восточную транспортно-логистическую зону.

комментарий

Владимир Городецкий, мэр Новосибирска

- При разработке стратегического плана устойчивого развития города в 2003 году специалисты мэрии провели анализ того, какие направления станут точками роста для экономики мегаполиса. И совершенно правильно было обозначено одно из важнейших преимуществ Новосибирска - удобное транспортное расположение. Здесь представлены все виды транспорта, а сейчас активно развивается логистический комплекс. Для инвесторов эта сфера привлекательна. И здесь задача власти - создать мотивацию и условия для его вхождения в проект, убрать все барьеры. В городском бюджете предусмотрена поддержка инженерного обустройства территории и подъездных путей.

Транспорт Новосибирская область Сибирь