06.07.2012 12:30
Экономика

"РГ" посетила курорт Чечни, которого пока нет на картах

Текст:  Владимир Аносов Светлана Емельянова (Чеченская Республика)
На территории высокогорного озера Кезеной-Ам нет никакой связи с внешним миром, нет газа, электричества, водопровода. Но зато здесь чистейшие вода и воздух, девственный лес. Сохранятся ли эти преимущества, когда в горы придут экскаваторы и "понаедут" туристы?
Читать на сайте RG.RU

Урок этики

От Грозного до предгорного села Ведено (последнего крупного райцентра ЧР) чуть больше часа по хорошей дороге. А дальше, на высоте 1869 метров, прячется самое крупное на Северном Кавказе высокогорное озеро Кезеной-Ам. За необычную красоту его прозвали жемчужиной Кавказа. Водоем должен стать главной "приманкой" для туристов и основой будущего курорта, который, как предполагается, войдет в туркластер СКФО.

Передвигаемся осторожно вверх. А в это время нашу "Деу" то и дело обгоняют джипы и "Лады" местных джигитов. Люди спешат провести выходные на водоеме. "Но какой же отдых без горячей воды, телефона, телевизора, холодильника?", - недоумеваем мы.

Смотрим вниз с высоты птичьего полета: совсем крохотным стал последний оплот цивилизации - село Харачой, а наша дорога, по которой только что поднимались, превратились в тонкую нитку. Орлы летают так низко, что, кажется, можно до них дотянуться. Становится свежо, пора надевать куртки. И совсем странное - на крутых склонах пасутся коровы. Как же они смогли забраться сюда?

Часа через два видим… саклю. Наспех сколоченный, покосившийся и обдуваемый всеми ветрами домишко обитаем. На веревке болтается белье, а из-за дверей с выглядывают две молодые женщины в длинных платьях и платках и двое ребятишек. Сестры Заграт и Патимат из села Анди Ботлихского района Дагестана обосновались в этих местах на лето, чтобы пасти своих коров и овец. А детей взяли на каникулы. Семейство живет тем, что продает, в том числе на чеченских рынках, свое молоко, мясо, сыр. В отличие от Дагестана, здесь малолюдно и пока нет недостатка в кормах для скота.
Пастушки угощают нас абрикосами, привезенными из Анди, приглашают в дом, но категорически отказываются фотографироваться.

- Вы не имеете права снимать без согласия человека, это не этично! - заявляет нашему щелкающему "затвором" фотографу Заграт. В доме чисто, все разуваются на улице. Кухня заставлена ящиками с абрикосами, женщины продают их по 50 рублей за кило (в Ставрополе, для сравнения, килограмм абрикосов стоит 120-150 рублей). В двух небольших комнатках на полу, стенах и кроватях - ковры. Во дворе - аккуратно сложена стопка кизяков (высушенный навоз). Ими отапливают дом.

"Через чур натуральный"

Еще одна дагестанская семья из села Муни, обосновавшаяся со своим скотом на здешних пастбищах на 100 метров ниже, показалась нам позажиточнее. Их вагончик, в котором проживают восемь человек, отапливался дровами.

- Какие кизяки, цивилизация же! - смеется хозяин Абубакар Мамедов. Купленная за пять тысяч рублей в Шали машина дров обеспечивает тепло в течение нескольких месяцев. Мамедовы также "делают бизнес" на овечьем сыре, продавая его по 200 рублей за кило.

- А сыр натуральный?

- О-о-о! Через чур натуральный! Без порошков и добавок, только сегодня сделали, - нахваливает хозяин. И щедрой рукой отрезает кусок для пробы.

Неподалеку стоит еще один вагон с надписью от руки: "Магазин". В приоткрытом окне на досках-прилавках можно разглядеть соль, сахар, соки, консервы, крупы, чай, белый хлеб, чипсы, энергетический напиток, одноразовую посуду и… воздушные шарики. Цены, выше, чем на равнине, примерно на 20-30 процентов. А иначе какой смысла возить продукты на высоту в 2000 метров на попутках с Ведено или Шали?

У входа в жилой вагон - несколько пар резиновых сапог. Гостеприимная хозяйка Хурзадай перечисляет, кто еще из ее родственников здесь обитает. Приглашает войти. В помещении тесно, но опрятно, везде традиционные ковры. На видном месте телевизор - семейство смотрит привезенные с собой диски, а электричество вырабатывает дизель. Холодильника нет. Белье женщины стирают в горной речке.

- Отдыхающих все больше едет на озеро. С Дагестана, Чечни, - рассказала Хурзадай. - На турбазе пока ничего не продают, поэтому покупают у нас. Выручка небольшая…

- Когда ливни шли, что вы делали?

- Сидели в вагоне, молились, что б не снесло. Аллах нам помог...

Туристы начали появляться в этих краях совсем недавно. Еще минувшей зимой здесь хозяйничали "лесные братья", проводились спецоперации. Но теперь, в свете последних планов федерального правительства о включении будущих чеченских курортов в туркластер, глава ЧР распорядился покончить с бегающими по горам "шайтанами".

Кодекс Мадоны

Дальше дорога медленно спускается к голубому озеру. Зеркальная гладь открывается постепенно, в ней отражаются белоснежные облака и ярко-зеленые горы. Слепит солнце и, щурясь в его лучах, на ослике едет мальчик лет 13. Мы обогнали его и практически до самого водоема Магомед (так звали подростка) с нашей легкой руки обреченно позировал для "фото на память" всем встречным туристам. Внизу парня тщетно дожидался отец.

А вот и первые отдыхающие. На высоких берегах жемчужного водоема сидит группа традиционно одетых (длинное платье, платок) женщин из курортного городка Серноводска Сунженского района ЧР.

- Жить в Чечне и не посмотреть Кезеной-Ам? - удивилась в ответ на наш вопрос специалист Сунжеского отдела культуры Мадона Хакимова. - Да, у нас тоже курорт, но это озеро не сравнить ни с чем!

Всех 15 сотрудников вывез сегодня на отдых начальник. Выехали в пять утра, дорога утомила, но теперь ни о чем не жалеют.

 - Но вы ведь не плаваете, не загораете, - осторожно замечаем мы.

- Да, только видами любуемся. А наши мужчины купаются внизу. Они нам приготовили шашлык, мы вместе покушали. Без выпивки, сигарет. Фотографировались. Все прилично. И без "раздеться" можно прекрасно отдохнуть! Просто нужно привыкать к своему менталитету, - объясняет Мадона. - В крайнем случае, мы, женщины, можем отдельно в платьях искупаться. Но мы не хотим. Нам и так хорошо!

- Люди ходят в музеи любоваться картинами. А тут - живые картины, сиди, смотри, наслаждайся, - вторит коллеге Зарема Сагитова. - Про озеро легенды разные ходят и некоторые в нем даже боятся купаться. Столько сегодня туристов мы видели! Из Чечни и Дагестана в основном. Но уже есть из Ростовской области, Ставрополья, Краснодара. А представляете, что будет, когда построят базу, проложат дорогу, проведут связь? Из-за границы будут приезжать!

Пирамида в горах

Вблизи озеро показалось нам еще прекраснее. На его берегах стояли несколько десятков машин, на траве были разбиты палатки. То тут, то там сидели компании отдыхающих - преимущественно мужчин, и когда мы проходили мимо, многие приглашали нас за импровизированный стол. Но мы спешили к инициатору проекта обустройства курорта - местному предпринимателю Руслану Рахмаеву. В единственном строящемся здании - будущем четырехэтажном физкультурно-оздоровительном комплексе (ФОК), в "апартаментах" без обоев и света бизнесмен рассказал нам (а потом и показал) где и что будет располагаться.

Первым делом возведут 30 "финских" домиков и ФОК на 103 места для спортсменов-гребцов. На ровной площадке перед озером запроектирована 12-этажная гостиница в форме пирамиды с номерами от трех звезд и выше. Разобьют фонтаны, построят открытый бассейн и ресторан в форме фрегата. Предусмотрены футбольное поле, два теннисных корта, баскетбольная, волейбольная и вертолетная площадки. На озере будет дежурить спасательный катер.

- В настоящее время инвестиционный проект "Кезеной-Ам" проходит комплексную экспертизу во Внешэкономбанке. Его общая стоимость - три миллиарда 725 миллионов рублей. Из них 30 процентов - уже освоены, - рассказал Рахмаев. Часть этих денег пошла на строительство гравийной дороги от Харачоя до Кезеной-Ама (порядка 50 километров), на остальные средства возводится ФОК, ведутся работы по прокладке всех видов связи. В перспективе гравийку заменит асфальт шириной семь метров с ограждением - металлической сеткой и брусчаткой по обочинам.

Еще два миллиарда 600 миллионов рублей банк обещает выдать в виде кредита на дальнейшую реализацию инвестпроекта. 70 процентов средств предполагается получить под госгарантии федерального и 10 процентов - республиканского бюджетов. Срок строительства туркомплекса - 24 месяца, а окупиться он должен за десять лет.

По словам Рахмаева, строящийся в Итум-Калинском районе ЧР курорт "Ведучи" и "Кезеной-Ам" будут дополнять друг друга. Между ними уже заключен договор о сотрудничестве и обмену отдыхающими. "Ведучи", как известно, будет специализироваться на горных лыжах, там оборудуют трассы всех категорий сложности, а у "Кезеной-Ам" рекреационно-оздоровительное направление.

- Трассы у нас будут только любительские. Летом - велосипедные дорожки, конные и пешие маршруты по историческим местам (к примеру, на старинные чеченские башни, располагающиеся в предгорьях Центрального Кавказского хребта), - продолжает собеседник. - Обязательно построим санаторий для страдающих астмой и аллергией. Здешний климат способствует избавлению от этих недугов. А также базу для дайверов и водолазов.

В настоящее время рассматриваются два варианта обеспечения курорта водой: брать из озера с глубины более 14 метров или делать каптаж (насосы качают в горах родниковую воду, которая подается вниз самотеком). Одномоментно на курорте смогут находиться 1000 человек, здесь будет создано 450 рабочих мест.

 - Кадры будем готовить уже сейчас, ведь через два года они должны приступить к работе, - говорит Рахмаев. Заключены договоры с Амманом, Саудовской Аравией, Канадой, Сирией об обучении специалистов для сервисного обслуживания объектов, подписано восемь контрактов с российскими вузами о подготовке профессионалов в сфере турбизнеса. В Чеченском госуниверситете создан профильный факультет. В июле ожидается финансовый транш, а, значит, и начнется строительство, говорит собеседник.

 - А вы не опасаетесь того, что эти девственные места станут "как все"?

 - Согласен, так называемый светский туризм привлекает людей все меньше. Наш конек - уникальность, национальный колорит. Вы, кстати, заметили, что на озере отдыхающие плавают только на катамаранах? Скутеры у нас уже запрещены.

Мнение

Рамзан Кадыров, глава Чеченской республики:

- Инвесторов привлекают места со стабильной общественно-политической ситуацией и хорошим потенциалом экономического развития. А Чеченская республика обладает уникальными природно-климатическими условиями. Здесь благоприятная криминогенная обстановка. Мы практически покончили с НВФ. И, безусловно, успешная реализация таких амбициозных проектов, как "Ведучи" и Казеной Ам", значительно повысит инвестиционную привлекательность региона. Формирование горно-туристического кластера станет дополнительным фактором развития малого и среднего бизнеса в горных районах. Ведь проекты "Ведучи" и "Казеной-Ам" подразумевают не только лыжные трассы, водные развлечения и гостиницы, но и многочисленные магазины, кафе, рестораны около курортных зон. У нас хороший бизнес-климат и колоссальные трудовые ресурсы, поэтому приток туристов станет дополнительным стимулом для желающих вести собственное дело. Появится несколько тысяч новых рабочих мест. Я считаю, что развитие труизма резко повысит уровень жизни не только в горных районах, но и во всей Чеченской республике.

Кстати

Кезеной-Ам (голубое озеро) располагается на границе Веденского района Чечни и Ботлихского района Дагестана. Протяженность водоема - около 2,7 километра. Максимальная глубина  озера неизвестна, ширина - 735 метров. Температура воды на поверхности поднимается не выше 17-18 градусов, в нижних слоях - 7-8 градусов. Из-за своей труднодоступности и ряду других причин водоем не изучен. В озере водится уникальная форель, занесенная в Красную книгу. Этот вид (эйзенамский) нигде в мире больше не встречается. Вес отдельных особей доходит до восьми килограммов. Местные старики хранят рецепты, как с помощью эйзенамской форели можно восстановить зрение, вылечить суставы, избавиться от других недугов.

Туризм Чеченская Республика Кубань. Северный Кавказ