Давний друг нашей газеты, человек, который многие годы занимал высокие должности в спорткомитетах СССР и России в книге "Времена не выбирают" не стал "лакировать" историю, рассказывая о ситуациях, с которыми ему пришлось столкнуться за время полувековой спортивной карьеры.
Альберт Иванович, как родилась идея написать книгу?
Альберт Поморцев: Кстати, она у меня уже вторая. Первая, вышедшая два года назад, называлась "Русский хоккей с сибирским характером" и была в основном посвящена хоккею с мячом. Президент ФХМР Борис Иванович Скрынник предложил мне написать новую книгу, уже о моем жизненном пути. А это почти 50 лет в спорте. Он же нашел спонсоров и пообещал посодействовать тому, чтобы книга вышла в свет. В общем, получил предложение, от которого было невозможно отказаться, и принялся за дело. Акцент сделал на замечательных людях, с которыми мне посчастливилось встречаться и работать.
Первой ступенью в вашей карьере сначала стала должность инструктора, а затем заведующего отделом оборонной и спортивно-массовой работы в Кемеровском обкоме комсомола. Оттуда вас рекомендовали на пост председателя облспорткомитета, но проблема состояла в отсутствии у вас специального спортивного образования. Как же вышли из непростого положения?
Альберт Поморцев: Этот вопрос обострился, когда появилась возможность стать начальником Управления зимних видов спорта в Спорткомитете СССР. Мне самому хотелось стать профессионалом, чтобы не было стыдно за собственную некомпетентность, и я решил непременно поступить в ГЦОЛИФК, который и окончил за четыре года. На зимних Олимпийских играх 1976 года в Инсбруке я был еще юристом, а вот в 1980 году в Лейк-Плэсиде уже дипломированным специалистом. Тогда за меня поручился перед партийным руководством страны глава всесоюзного спорткомитета Сергей Павлов, который меня хорошо знал по совместной работе в комсомоле. И также меня поддержал будущий президент ОКР и член МОК Виталий Смирнов, сыгравший в моей жизни очень важную роль.
В книге рассказано о многочисленных трудностях, выпавших на вашу долю. Современным спортивным функционерам работается легче?
Альберт Поморцев: Трудно сравнивать... С одной стороны, в советское время было легче работать из-за отсутствия проблем с финансированием в спорте на всех уровнях. Но с другой - мне и моим коллегам приходилось держать строгий ответ за каждый провал на главных стартах, и нередко поражения приводили к отставкам. Важный момент: в 60-80-е годы руководители всесоюзного спорткомитета были в курсе проблем всех национальных сборных благодаря постоянным контактам с тренерским составом. Более того, они часто приезжали на тренировочные базы и знали всех спортсменов в лицо. Кстати, в период работы в комсомоле и спорткомитете в Кемеровской области я проводил в командировках не менее 250-270 дней в году. Это считалось нормой. И не сочтите за пафос, это и был государственный подход к развитию физической культуры в стране и спорту высших достижений. Сейчас, мне кажется, все гораздо проще и как следствие - обидное снижение результатов во многих олимпийских видах. Мне кажется, что многие президенты федераций и главные тренеры сборных не слишком переживают провалы, будучи уверены в том, что они в любом случае останутся на своих местах. И это плохо.
Кстати, как относитесь к назначению главными тренерами российских сборных иностранных специалистов?
Альберт Поморцев: Очень негативно. Мне кажется, что с ними перебарщиваем, и если ничего не менять, мы скоро столкнемся с проблемой, когда в нашей стране тренерами не захотят работать наши молодые соотечественники. У них просто не будет стимула добиться высот в своей профессии. К проблеме тренеров надо относиться очень внимательно. Тренер - это богатство страны.
Вы возглавили Федерацию хоккея с мячом России в 1992 году, когда прежде всего требовалось любым путем сохранить этот вид спорта. Хотя вы пришли в него с должности начальника управления футбола и хоккея российского спорткомитета, наверняка не справились бы с новыми обязанностями без поддержки бывалых коллег. Что было самым сложным?
Альберт Поморцев: Вы правы, и всех, с кем мне посчастливилось работать в качестве президента федерации, я с благодарностью упомянул в книге. Среди них не только тренеры и руководители команд мастеров, но и главы регионов, мэры городов, которые с пониманием относились к проблемам русского хоккея, санкционируя строительство арен с искусственным льдом. Сейчас их у нас семнадцать, и благодаря им удается успешно решать важнейшую социальную задачу - приобщать молодежь ДЮСШ, команды мастеров к регулярным спортивным тренировкам. Отдельная тема - продвижение хоккея с мячом в олимпийскую программу, которой я плотно занимался восемь лет в качестве президента Международной федерации бенди. За это время удалось добиться главного - полного признания МОК хоккея с мячом и увеличения количества ее участников до необходимой квоты. А уже нынешний президент российской и международной федераций Борис Скрынник пошел дальше, и я надеюсь, что наш вид спорта будет в какой-то форме представлен на зимних Играх-2014 в Сочи.