10.07.2012 00:40
Экономика

Эксперты рассказали, как оживить региональные авиаперевозки

В соседний город - через Москву, а местные аэропорты зарастают травой
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №155 (5828)
Сегодня авиакомпании предпочитают бороться за международные рейсы и полеты между крупными городами внутри России. А местные аэропорты остаются не у дел. Получается, чтобы попасть из Владивостока в Новосибирск, приходится летать через Москву.
Читать на сайте RG.RU

"РГ" провела опрос экспертов, как сейчас обстоит дело с авиаперевозками и что нужно сделать для оживления на региональных маршрутах. Первым делом, считают эксперты, необходимо точно просчитать потребности пассажиров, их финансовые возможности. Для этого надо прояснить два вопроса, считает глава аналитического отдела "Авиапорт" Олег Пантелеев. Во-первых, установить транспортные соцстандарты.

То есть четко обозначить, сколько километров должно быть от населенного пункта до аэродрома, по какой дороге и как часто летать самолетам. Во-вторых, необходимо составить реестр маршрутов, по которым надо выполнять "социальные" полеты, считает Пантелеев. Исходя из реальных доходов населения, надо сформировать подъемный для населения тариф. Затем просчитать, сколько будет стоить билет, если все будут покупать его по себестоимости плюс минимальная маржа. Иными словами, определить для каждого направления экономически оправданный тариф. И уже из этой разницы сделать вывод, сколько нужно вложить денег.

Полученную разницу, продолжает Пантелеев, надо разделить на две части. Первая - это финансирование условий для снижения финансовой нагрузки на этот сегмент перевозок (налоговые льготы, преференции для покупки новых самолетов). Вторая - то, что должны вложить региональные, муниципальные бюджеты и, возможно, бизнес. Последний должен вкладывать в тех случаях, если авиасообщение нужно ему как элемент инфраструктуры для реализации крупных проектов, например, по освоению месторождений.

Например, чтобы закупить самолеты, мало обнулить пошлины - надо еще что-то заплатить за покупку самих лайнеров, то есть компенсировать часть их стоимости. Плюс, понимая примерно перспективную маршрутную сеть, можно сделать прогноз по необходимому парку самолетов и вертолетов. Это, в свою очередь, может стать отправной точкой для авиастроителей, которые должны понять, интересен ли им этот объем, или все надо закупать за рубежом. То же самое с аэродромами. Поняв, где и какие нужны площадки, можно строить программу их развития, восстановления, строительства новых. Это уже, предполагают эксперты, можно полностью финансировать из госказны.

О том, что поддержка региональных перевозок должна быть направлена именно на пассажира, сказал в одном из своих выступлений и замминистра транспорта Валерий Окулов. Пока программа субсидирования перевозок с Дальнего Востока в Центральную часть ориентирована на молодежь и пенсионеров. И если в кризисный период получение госзаказа на перевозку поддержало авиакомпании, то сейчас это отразилось на стоимости билетов для людей среднего возраста не в лучшую сторону. Эксперты уже зафиксировали подорожание авиабилетов на Дальний Восток и отказ компаний от каких-либо скидочных акций. Сейчас билет в этот регион туда и обратно купить меньше чем за 26 тысяч нереально. А если билет не бронировать, то стоимость полета в оба конца доходит до 90 тысяч рублей. Возможно, субсидировать нужно всех пассажиров, независимо от их возраста, считают эксперты. Правилами "льготных полетов" также предусматривается, что субсидии предоставляются для 81 регионального маршрута между пунктами, где отсутствует железнодорожное сообщение. На это в бюджете предусмотрен миллиард рублей, отметил, министр транспорта Максим Соколов. Но пока в программе приняли участие только Ненецкий автономный округ, Чукотка и Магаданская область. Остальных не устраивают правила. Они считают, что субсидирование должно распространяться и на маршруты внутри регионов. Минтранс считает такую поправку нецелесообразной.

Авиатранспорт