Стихийные бедствия потому и стихийные, что с ними люди справиться не могут. "С божией стихией/ Царям не совладеть".
Но увидеть свое отражение в потоке бурлящей воды - можно.
Есть вещи очевидные, чудом было бы, если бы их не оказалось в нужное время в нужном месте.
Бардак властей. В данном случае - бардак с системой оповещения. Очень квалифицированная (а это часто значит - с риском для своей жизни) работа МЧС - по-видимому, самого лучшего (и самого востребованного) ведомства России.
Обвинения в адрес "понаехавших тут" и СМИ. Глава Крымского района Крутько сказал: "Деструктивные силы в лице СМИ пользуются какой-то технологией, которая не совсем цивилизованна" (возможно, такие цивилизованные формулировки дались ему нелегко). Эта технология, кстати, давно известна - перевод стрелок называется.
Есть и "технологии", для которых совершенно не нужны СМИ. Ничего нового в этих "технологиях" нет - теория заговора и паника вечны. В данном случае идея, что город "нарочно затопили власти", якобы, чтобы "спасти Новороссийск". Этот поток бреда (рассказ про слив воды из Неберджаевского водохранилища) продержался вроде бы недолго - все, даже ненавидящие власть, но минимально нормальные эксперты, признали, что такое просто технически невозможно. Но "осадок остался" - подобные слухи продолжают свою самостоятельную жизнь, неподвластную законам механики и логики.
Безумные слухи, когда на месте трагедии ищут (вернее, сразу находят, а потом ищут "улики") злую волю, были, есть и будут всегда. Не только в Средние века все знали, что эпидемии устраивают врачи (евреи, цыгане, ведьмы). Нет, все вполне современно. "Курск" затопила американская подлодка, а землетрясение в Армении в 1988-м - месть за волнения в Карабахе и испытание "геофизического оружия".
Но общественная психиатрия - это совсем не медицинская проблема.
Не знаю, насколько популярны подобные объяснения в разных странах.
А вот в России глубокое, нутряное недоверие народа к власти (вообще "власти") так же прочно, как глубокое презрение Власти к народу и неумение самого народа ("гражданского общества") хоть как-то собраться и контролировать власть. Вот в этом треугольнике: неверие - презрение - бессилие, мы и ходим-бродим не то что годами, а веками. Иногда кто-то (человек, городок или целый регион) больно ударяется об острые углы.
Сейчас, в открытом информационном мире, власти гораздо труднее что-то замалчивать, попросту - врать. Власть вынуждена говорить более-менее откровенно. И говорит так, как думает.
Губернатор Ткачев, отвечая на возмущенные выкрики жителей, сказал: "Думаете, можно каждого было обойти? И вы бы встали и ушли из города?"
Я далек от того, чтобы делать из Ткачева "козла отпущения" и валить на него всю вину за случившееся - просто некомпетентен об этом судить, а раздавать "с высоты СМИ" свои "очень смелые" оценки считаю просто нелепым. Какой он губернатор - эффективный или не очень, - пусть судят жители края. Соцопросы говорят, что он популярен - впрочем, это отдельная тема.
Итак, речь, повторяю, совсем не про А.Н. Ткачева.
Просто он в "момент истины" совершенно искренно сказал то, что всегда думает почти любой чиновник. И что думает почти любой подданный этого чиновника (награждать друг друга титулом "граждане" тоже спешить не стоит).
Обобщенный начальник знает, что а) "всех обойти" (по любому поводу) просто невозможно и б) если и свершишь Чудо, т.е. всех обойдешь, то толку все равно не будет - не послушают.
И то и другое в наших условиях - более или менее очевидная правда.
Но вот следует из нее элементарный вывод: так зачем и стараться-то особо? "Таскать - не перетаскать" - так и нечего таскать...
Ровно так чувствуют, думают, а главное - действуют чиновники более или менее везде. И ровно так оценивают их действия и их намерения люди, их подданные. Причем ничего другого и не ждут. Презумпция вины (равнодушия, как минимум) чиновника - базовый принцип нашего общественного сознания. И встречное желание обмануть чиновника (т.е. государство).
Даже не стоит развивать эту идею дальше. Например, если чиновник считает, что ничего сделать он все равно не может (всех не обойти), и знает, что это все знают, - то чем, собственно, он станет заниматься? Что именно "обходить" и куда "таскать"?..
Далек от возведения этой нехитрой максимы в абсолют. Нет, "что-то", конечно же, делается - ведь как ни крути, но колеса госмашины как-то крутятся, и не на 100% в режиме самообслуживания. "Что-то делается" и "как-то живем". Барахтаемся на нефтедолларовых волнах. Ровно до очередного наводнения.
Впрочем, наводнения приходят и проходят. Мертвых не воскресят, живым нечто "компенсируют", вода (в том числе словесная, в тех же СМИ) войдет в берега, существование продолжится.
В том же режиме, в том же треугольнике. Выхода из которого не знает - никто.