Соблюдать каноны
В Чеченской республике в последние годы построены десятки больниц, поликлиник, реабилитационных центров и профильных лечебных учреждений, оснащенных самым современным оборудованием. Однако число желающих обратиться в Центр исламской медицины, где исцеляют "словом Аллаха", не убавляется, а, скорее, наоборот. Здесь снимают порчу, сглаз и лечат вызванные этим нервные и психические расстройства, "выводят" экзему, псориаз, вправляют вывихи. Центр существует больше трех лет и сегодня основная масса пациентов - из районов и соседних республик - Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Проезжая по Грозному, мы случайно увидели это заведение и решили, наконец, побывать там, поскольку уже были наслышаны о нем раньше.
Первым делом, обратились к стоящему на воротах вооруженному бородачу с просьбой пропустить нас вовнутрь. Охранник молча ушел и через несколько минут вернулся с миловидной женщиной средних лет по имени Зина. На ней было просторное платье "в пол" с длинным рукавом, платок закрывал лоб и волосы.
- Если хотите побеседовать с богословом-целителем, вам необходимо привести свой внешний вид в соответствии с канонами исламской религии, - доброжелательно сказала Зина корреспонденту "РГ". - Обнаженные части тела, рук и ног должны быть прикрыты и, конечно, платок обязателен.
Едем в гостиницу переодеваться. И вот уже спустя некоторое время я практически ничем не отличаюсь от большинства жительниц Грозного.
Экзорцизм по-мусульмански
Несмотря на грозный фасад, за высоким забором нас ожидала довольно-таки благожелательная атмосфера: спокойствие, чистота и тишина вокруг. Есть чему поучиться некоторым светским медучреждениям. Вышла Зина, еле заметно кинула на меня проницательный взгляд и, слегка улыбнувшись, пригласила следовать за собой. К дверям здания вели просторные высокие ступени, покрытые коврами, на которых мы насчитали с десяток пар обуви, в основном, женской. Все гости по кавказским обычаям разувались на улице. Делаем то же самое, и проходим в прохладный вестибюль.
Зина приглашает в свой рабочий кабинет и предлагает присесть. В соседней комнате успеваем заметить несколько стоящих в ряд стульев и двух мужчин: один из них - молодой парень лет 20-ти, другой - постарше, с короткой бородкой, на вид ему лет 35. Он одет в "костюм мусульманина" - просторные без стрелок темные брюки из легкой ткани, такого же цвета рубаха без воротника, застегнутая на пуговицы до самого верха, на голове - бархатная тюбетейка. Позже мы узнали, что это и есть богослов-целитель Сайд-Магомед Хадукаев, практикующий с помощью "слова Божьего".
Едва мы успели присесть, как в комнату из коридора робко заглянула женщина лет 45. Зина пригласила ее войти и несколько минут говорила с ней на чеченском языке. Потом внесла в компьютерную базу данные посетительницы и та отправилась в комнату к мужчинам. Следом за ней вошла женщина лет 28. С ней Зина беседовала немного дольше. Женщина была чем-то расстроена, очень эмоционально что-то рассказывала. Она также прошла в соседнюю комнату и присела на стулья рядом с другой женщиной и парнем. И только спустя несколько минут, мы поняли, что началась вычитка, а нам (без предупреждения) дали возможность поприсутствовать.
Сайд-Магомед Хадукаев, взяв в руки микрофон, начал громко произносить молитвы. Все слушали, прикрыв глаза. Корреспондент "РГ" решила сделать то же самое. Через несколько минут почувствовала легкость и покой во всем теле, прекратилась бесконечная "словомешалка" в голове, спать не хотелось, но и двигаться - тоже. Это было состояние осмысленного покоя, близкое к медитации. Громкий голос целителя не мешал, а, скорее, помогал расслабиться. Едва он закончил читать, как молодая женщина начала громко всхлипывать, а потом зарыдала в голос. Она крутила головой и, кажется, была вне себя. На помощь ей поспешила Зина. Она взяла руки пациентки в свои, гладила ее по голове, плечам, успокаивала, предложила воды. Вскоре рыдания прекратились.
- Лучше? - спросили ее.
- Да-да, нормально, - закивала она. Несколько минут с ней разговаривал целитель. Тепло поблагодарив его и Зину, пациентка удалилась.
Вторая женщина была спокойна, но мы заметили на ее щеках следы слез. Получив консультацию, она тоже ушла. Затем, смущенно улыбаясь, на выход отправился и парень.
Сфотографироваться и побеседовать с нами никто не согласился.
- К нам часто приходят люди с расстройствами психики, они стесняются, поэтому просят в упор их не снимать, - объясняет поведение посетителей Сайд-Магомед Хадукаев. Он работает здесь с самого дня основания. Окончил медресе имени Кунта Хаджи Кишиева в Грозном и юридический факультет при Академии госслужбы при президенте РФ.
О центре все больше узнают в других регионах.
- Приезжают не только мусульмане, но и люди христианского вероисповедания, из Ростовской области, Краснодарского края, Ставрополья, Северной Осетии. Принимаем всех, плату не берем - ни в форме пожертвований, ни благотворительности, - подчеркивает богослов. - Главное требование, чтобы попасть на прием - соблюдать каноны в одежде. Но ведь и по христианским правилам в церковь женщины должны заходить с покрытой головой, желательно в длинной юбке.
По правилам ислама, женщина не может находиться в комнате с мужчиной наедине. Поэтому второе условие - чтобы пациентку сопровождал кто-то из родственников.
Хадукаев специализируется на снятии колдовства, сглаза, порчи и связанных с ними нервных и психических расстройств. Подобно тому, как в христианском целительстве вселившихся в человека бесов изгоняют методом экзорцизма (с помощью молитв и обрядов), мусульманский лекарь удаляет джина специальными молитвами из Корана. Наличие порчи или сглаза налицо, если у человека начинается реакция на молитвы: он плачет, немеют руки, ноги, сильное сердцебиение, одышка, тяжесть в теле, боль в животе, спине, голове. Мы поняли, что стали свидетелями лечения порчи у одной из пациенток, у другой был сглаз. А молодой человек был здоров, парень просто приехал провериться. У корреспондента "РГ" Сайд-Магомед определил небольшой сглаз.
Некоторым больным достаточно одного сеанса, другим предписывают приходить ежедневно, каждые семь или 21 день. Совсем "тяжелых" отправляют на второй или третий этаж к другим целителям, практикующим дополнительные вычитки Корана. Молитвы также начитывают на воду, масло тмина, мед, которые потом больной принимает.
Практикуют здесь и прочие народные методы, например, кровопускание. Лекарь делает небольшие надрезы на коже в определенных точках и вакуумом вытягивает "плохую" кровь. После этого кровотечение прекращается. Аналог подобного лечения - гирудотерапия, эффективно применяемая практически "от всего". В центре также работает костоправ. И с псориазом здесь борются "по-народному". Как объяснил Сайд-Магомед, целитель вытаскивает иголкой из кожи больного некий волосок, называемый мертвым нервом, и человек идет на поправку. А недавно приносили глухого ребенка. Как утверждают родители, после вычитки мальчик стал слышать.
В день через центр проходит от 100 до 200 человек, получающих консультации и лечение.
От греха - подальше
После окончания двух чеченских кампаний в республике начался рецидив психических расстройств, особенно ими страдали женщины, дети. Психиатров и психотерапевтов здесь тогда еще не было, да и не в чеченском менталитете ходить с душевными проблемами к психологу (впрочем, как и во всей российской глубинке). К целителю же - в порядке вещей. Кроме того, женщины эмоционально более открыты, а, значит, больше подвержены нервным расстройствам и астральной атаке "шайтанов", поэтому среди пациентов центра их большинство.
- Психические и нервные расстройства бывают по медицинским показаниям. Если необходимо вмешательство врачей, отправляем людей в поликлинику к невропатологу или психиатру, - отмечает собеседник.
По его словам, влиянию нечистой силы подвержены люди, ведущие неправедный и нездоровый образ жизни, то есть грешники. Об этом сказано и в Библии, и в Коране. Поэтому всем обратившимся Сайд-Магомед рекомендует соблюдать религиозные каноны, не злоупотреблять спиртным (сигаретами, наркотиками), не прелюбодействовать. На днях в центре снимала порчу женщина из Краснодара. Для закрепления результата богослов посоветовал ей молиться и ходить в церковь. Сами целители защищаются от нечисти специальными молитвами, читая их утром и вечером. Заветные заклинания доступны всем: Сайд-Магомед показал нам листки с напечатанными в русской транскрипции арабскими сурами. Знатоки языка пророка Мухаммеда, а их среди мусульман немало, читают в оригинале.
Когда мы вышли после беседы целителем, в коридоре и на улице его дожидалась следующая группа, человек 12-15, большинство - женщины. Увидев наши фотообъектив и диктофон, многие постарались спрятать лицо.
Ольга Акстинас, психолог-психоаналитик:
- Момент, при котором что-то изменилось, когда вдруг пришли силы, восстановился дух, боль ушла, называют по-разному: "благодать", "транс", "инсайт". Суть: человек уловил гармонию, ушли зажимы, внутренняя энергия потекла по-другому. И если это помогает - замечательно.
Духовные практики эффективны и науке современной не противоречат. Человек заболевает, когда он слаб, когда теряет энергию, свою целостность, перестает быть единством действия, а потому застревает в переживании и не может выйти из болезни. И тогда духовное, психическое становится важнее физического.
Что делает молитва? Когда человек молится, он возносится к лучшему в себе, меняет свои мысли. Он обращается к высшему, к сущностному, а если в его сознании присутствует высшая инстанция, которой он доверяет, то человек может восстановить на бессознательном уровне свою целостность, то есть излечиться.
Порой мы сами выбираем свои болезни. Болезнь - свидетельство, приходящее от неосознанного конфликта. Мы говорим о некоем феномене, но нас же не удивляет, что есть системы самоочищения. Есть холотропное дыхание, когда человек выходит на измененную форму сознания и нарушенная система восстанавливается. Конечно, нам бы хотелось, чтобы люди шли к дипломированным психоаналитикам, которые понимают, откуда пришел конфликт, умеют работать с бессознательным, заставляя личность расти, а организм - работать на самовосстановление. Но если человек идет в храм, мечеть, к духовнику, церковь, считая, что душа там получает лечение, значит, там ему достается больше любви. Это вопрос выбора.
Любая церковь принимает человека, говоря: верь, обращайся и проси и тебе будет дано. Порой официальная медицина исчерпывает все свои возможности, например, при онкологических заболеваниях, когда процесс не удается остановить. Врачи разводят руками, отказывая в повторных операциях, говоря: "Мы сделали все, что могли" и человек приходит от отчаяния к молитве. Есть случаи (и их немало), когда эта последняя инстанция не подвела. Но бывает, что больному требуется квалифицированное медицинское вмешательство.