10.07.2012 00:45
Экономика

Северный морской путь получил статус важнейшей транзитной артерии РФ

Северный морской путь меняет статус
Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №25 (854)
Госдума приняла в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути". Эти изменения, уточняющие также прерогативы администрации Севморпути (АСМП), закрепляют государственный статус важнейшей транзитной артерии России. Уточнена и территория, подведомственная АСМП.
Читать на сайте RG.RU

Так, документ квалифицирует эту артерию как национальную транспортную коммуникацию России. Причем АСМП предписано разрешать перевозки только при обязательном страховании ответственности судовладельцев за ущерб от загрязнения морской среды или при наличии иного финансового обеспечения этой ответственности.

А регион Севморпути - это "водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону".

То есть свыше половины судоходной акватории Российской Арктики - в юрисдикции АСМП.

Для "эталонного" евроазиатского маршрута Голландия - Япония при следовании через Индийский океан расстояние - 11,2 тыс. миль, но по СМП оно меньше на 4 тыс. миль А прогнозный грузопоток Севморпути, по оценкам Торгово-промышленной палаты РФ и АСМП, - 47- 50 млн тонн в год. Если в 2011 г., по той же информации, по этому маршруту прошли 26 транзитных судов, то в 2012-м их будет вдвое больше.

Пока основной зарубежный клиент этой артерии - Норвегия, примыкающая к западному сектору СМП (см. карту). Как отмечалось на недавнем российско-норвежском бизнес-форуме, к транзиту по Севморпути более активно вскоре подключатся - через российские и норвежские приарктические порты - Финляндия, Швеция, Канада, КНР, Исландия и приарктические автономии Дании. Кстати, первый транзитный рейс здесь был в 1935 году; в 1940 году по СМП развивались перевозки между Германией и Японией.

Как уточняют в компании Nordic Bulk (Норвегия), "меньшее расстояние на Севморпути - в сравнении с путем через Суэцкий канал и Индийский океан - позволит существенно ускорить доставку грузов и резко снизить потребление топлива. Топливная экономия оценивается в $ 180 тыс". А расстояние перевозок, к примеру, с КНР, Гонконгом и Тайванем по этому маршруту, по оценке К.Бонфилса, главы этой компании, уменьшается на 30-35%.

Развитие транспортных мощностей европейской Арктики

ВЭД Водный транспорт Госдума