Так, документ квалифицирует эту артерию как национальную транспортную коммуникацию России. Причем АСМП предписано разрешать перевозки только при обязательном страховании ответственности судовладельцев за ущерб от загрязнения морской среды или при наличии иного финансового обеспечения этой ответственности.
А регион Севморпути - это "водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону".
То есть свыше половины судоходной акватории Российской Арктики - в юрисдикции АСМП.
Для "эталонного" евроазиатского маршрута Голландия - Япония при следовании через Индийский океан расстояние - 11,2 тыс. миль, но по СМП оно меньше на 4 тыс. миль А прогнозный грузопоток Севморпути, по оценкам Торгово-промышленной палаты РФ и АСМП, - 47- 50 млн тонн в год. Если в 2011 г., по той же информации, по этому маршруту прошли 26 транзитных судов, то в 2012-м их будет вдвое больше.
Пока основной зарубежный клиент этой артерии - Норвегия, примыкающая к западному сектору СМП (см. карту). Как отмечалось на недавнем российско-норвежском бизнес-форуме, к транзиту по Севморпути более активно вскоре подключатся - через российские и норвежские приарктические порты - Финляндия, Швеция, Канада, КНР, Исландия и приарктические автономии Дании. Кстати, первый транзитный рейс здесь был в 1935 году; в 1940 году по СМП развивались перевозки между Германией и Японией.
Как уточняют в компании Nordic Bulk (Норвегия), "меньшее расстояние на Севморпути - в сравнении с путем через Суэцкий канал и Индийский океан - позволит существенно ускорить доставку грузов и резко снизить потребление топлива. Топливная экономия оценивается в $ 180 тыс". А расстояние перевозок, к примеру, с КНР, Гонконгом и Тайванем по этому маршруту, по оценке К.Бонфилса, главы этой компании, уменьшается на 30-35%.