В 1998 году в России разразился кризис. Цены на бензин стремительно подскочили, а на СУГ остались практически на докризисном уровне. Люди начали массово переводить автомобили на газ. В одной только Москве количество автомастерских, где можно было установить газобаллонное оборудование (ГБО), увеличилось с 20 в 1998-м до 150 в 1999-м. Разумеется, большинство умельцев не обладали необходимыми знаниями, не следовали инструкциям, использовали некачественное оборудование. В результате укрепился миф о негативном влиянии газомоторного топлива на двигатель автомобиля, ходовые характеристики и т.д. Разумеется, негативное влияние было, но причиной был не сам газ, а кривые руки установщиков.
Хотя сегодня автовладельцы все еще слушают истории о неких знакомых своих знакомых, обжегшихся на газомоторке, несмотря на то, что они с опаской посматривают на газ, профессиональных автосервисов стало существенно больше, чем непрофессиональных, а Россия вышла на третье, после Турции и Польши, место по количеству машин на пропан-бутане (всего на сегодняшний день в нашей стране их около 1,4 млн). Причина кроется в том, что газ дешевле бензина и дизтоплива - пропан-бутан стоит около 13-15 рублей, а цена компримированного природного газа (КПГ, метана) по факту составляет 50% от цены бензина АИ-92.
Разумеется, нельзя сравнивать цену на разные виды топлива в лоб. Все-таки ценность представляет не количество энергоносителя, которое вы можете приобрести, а расстояние, которое оно позволяет проехать. И если кубический метр метана в этом плане идентичен литру бензина, то показатель СУГ немного хуже: 1,3 куб. м примерно равен 1 л бензина. Соответственно и цену пропан-бутана надо увеличивать на треть. Но даже так получается, что это моторное топливо дешевле своих нефтяных аналогов на 10 рублей.
Также важен вопрос цены оборудования. Если вы ставите один баллон объемом 60 л, то метановое оборудование может обойтись вам в 30-40 тыс. рублей. Но баллон в 60 л вмещает примерно 20 куб. м газа. Впрочем, даже этого объема хватит, чтобы проехать более 200 км. Пропан-бутановое ГБО примерно в 2 раза дешевле. Зная цену топлива и оборудования, а также расход топлива в автомобиле, легко подсчитать, через сколько километров установка ГБО окупится. В плане выбросов газ также существенно предпочтительнее самого чистого традиционного топлива. Если принять бензин качества Евро-4 за эталон, то окажется, что по выбросам оксидов азота метан выигрывает почти в три раза, по CH (содержание углеводородов говорит о полноте сгорания топлива) - в 14 раз, по бензапирену - более чем в 16 раз, по саже - в три раза. СУГ лишь ненамного отстает от КПГ по экологическим параметрам.
Если все так хорошо, что же мешает перевести все машины на газ? Люди будут экономить деньги и в крупных городах станет легче дышать. Мешает развитию газомоторной отрасли то, что долгое время она была предоставлена сама себе. Настолько важные процессы как массовый переход на иные виды топлив во всем мире идет под эгидой государств с непосредственной помощью крупных нефтегазовых компаний. У нас с 1991 года и до недавнего времени процесс был пущен на самотек. Но за последние четыре года ситуация начала меняться.
В ноябре 2008 года Владимир Путин подписал два распоряжения, которыми утверждены "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" и "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года". В этих распоряжениях определялось, что одним из приоритетных направлений развития нефтегазового комплекса станет стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива.
Через год был принят ФЗ об энергосбережении. Первоначальный текст фактически игнорировал возможность замещения бензина пропан-бутаном (в рамках региональных и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности). Разрешалось использовать только КПГ. А ситуация на отечественном газомоторном рынке такова, что распространенность КПГ-заправок на порядок ниже, чем СУГ. На сегодняшний день в нашей стране станций, на которых можно заправиться пропан-бутаном, примерно 4,5 тыс., а КПГ - около 250. Было странно игнорировать потенциал пропан-бутана. Тем более что сети постоянно развиваются, а свои проекты в этой области реализуют "Газпром газэнергосеть", "ЛУКОЙЛ", "НОВАТЭК" и другие крупные компании. Назрела необходимость внести поправки в закон.
К марту 2012 года специалисты минэнерго, "Газпром газэнергосети" и "СИБУРа" (крупнейших игроков российского рынка СУГ) подготовили проект закона "О внесении изменений в ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...". В июне он прошел третье чтение. Собственно, принятые поправки распространяют нормы закона на сжиженные углеводородные газы и расширяют список замещаемых видов топлива (теперь туда включен дизель). Важно, что муниципальные автопредприятия получают возможность в период действия энергосервисного контракта направлять сэкономленные средства на свое развитие. В противном случае, сэкономив на топливе, в следующем году предприятия просто получали бы меньше дотаций. Учитывая выгоды, которые открываются перед регионами, закон имеет все шансы стать мощным стимулом для развития отрасли альтернативных моторных топлив нашей страны.