А вот популярность средних специальных учебных заведений так же стабильно растет: в этом году их выбрал каждый пятый выпускник, а в 2010 году их было всего 8%. "Продолжит учебу в техникуме, так как хочет стать поваром"; "будет ветеринаром"; "в колледжи - на механика"; "пойдет учиться в медицинский колледж", - делятся планами родители. Дети 1% респондентов решили не учиться, а работать или идти в армию. Еще 17% опрошенных утверждают, что их дети пока не определились с окончательным выбором, а 4% родителей ничего не знают о дальнейших планах ребят.
Выбор будущего у выпускников во многом зависит от возможностей семьи. Так, среди опрошенных с ежемесячным семейным доходом больше 45 тыс. руб. в вузы решили идти 68% детей, а в техникумы и колледжи всего 15. А среди тех, чей доход составляет от 25 до 35 тыс., поступающих в вузы 49%, зато доля выбравших средние специальные учебные заведения - 28% и т.п. В семьях, имеющих 45 тыс. руб. в месяц, идти работать не желает никто, а в семьях с доходом до 35 тыс. руб. таких уже 3%.
Между тем рынок труда все больше ощущает нехватку именно специалистов со средним специальным и начальным профессиональным образованием. Кадровые агентства ощущают перегрев рынка. Во втором квартале количество запросов на подбор персонала выросло на 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом значительно изменилась структура запросов, в которой выделяются две группы. Первая - запросы на подбор квалифицированных рабочих и персонала для сферы услуг (парикмахеры, рабочие на стройку, продавцы в магазин, складские рабочие, водители и т.п.). Вторая - запросы на позиции среднего и топ-уровня.
- Если раньше запросы на подбор среднего персонала поступали в основном в кадровые агентства сегмента массового подбора, то за последние три месяца доля подобных запросов и в нашем агентстве, к примеру, выросла до трети от всех поступающих заявок, - говорит генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов (КАУС) Екатерина Крупина. - Из-за дефицита рабочей силы компании, прежде всего малые предприятия, вынуждены обращаться в кадровые агентства, в том числе и не специализирующиеся на массовом подборе.
Ощущают ли это все рекрутеры и действительно ли рынок перенасыщен специалистами с высшим образованием, а популярность вузов будет падать?
- На мой взгляд, в России много вузов, которые ничему не учат, а просто выдают "корочки" за деньги, - считает директор по маркетингу портала HeadHunter Ольга Мананникова. - Они всем известны, но каждый год продолжают набирать новых и новых "студентов". Вот если упал набор именно в такие учебные заведения, то это позитивная тенденция. Пусть лучше люди получают среднее образование и дальше делают выбор, чем заниматься и продолжать ли учиться более осмысленно. Если же упал набор в качественные вузы, то это плохо. России нужны грамотные люди с высшим образованием. Ошибаются те, кто говорит, что выпускников вузов у нас слишком много. У нас много тех, кто и в вузе ничего не выучил и ничего не знает по своей специальности, но тех, кто действительно учится, должно быть больше, чем сейчас.