Обратиться к Владимиру Путину, чтоб тот их рассудил, призвал коллег лидер ЛДПР Владимир Жириновский, возмущенный тем, что законопроект, который дает руководству политической партии право по своему усмотрению производить замену в рядах своей думской фракции, когда из нее досрочно выбывает депутат, предлагается к отклонению. Действующая норма предписывает, чтобы кандидат, предлагаемый на вакантное место, был очередником партийного избирательного списка, причем той ее региональной части, что и выбывший. Именно этому кандидату по предложению партии Центризбирком передавал мандат. Авторы инициативы о так называемом "плавающем мандате", позволяли называть фамилию на замену из любой части избирательного списка партии. Законопроект еще 24 января успешно прошел первое чтение. И подписи руководителей всех думских фракций, которые стояли под ним, казалось бы, открывали ему хорошие перспективы. Однако Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству ко второму чтению заключил, что предусмотренный законопроектом подход "создаст предпосылки для необоснованно широких пределов усмотрения уполномоченного органа политической партии" и будет противоречить "сложившимся международным стандартам". Жириновскому эти аргументы показались абсурдными: "Это чудовищно, такого нет ни в одном парламенте мира. Это неуважение сразу к двум руководителям парламентских партий, трем руководителям фракций и к самой "Единой России".
Владимир Жириновский напомнил, что лидеры фракции и партий обсуждали документ перед первым чтением с президентом Дмитрием Медведевым. И ради спасения законопроекта предложил исключить его из повестки вчерашнего пленарного заседания, чтобы поговорить о нем на предстоящей встрече с президентом Владимиром Путиным. "Президент заставит вас, - обратился Жириновский к "единороссам", - вернуться к этому вопросу осенью". Палата без возражений перенесла второе чтение законопроекта на осень.
Другую законодательную инициативу, которая вновь делает клевету уголовным преступлением со всеми вытекающими из этого последствиями - не только штрафы, но по максимуму, согласно законопроекту, можно и на пять лет лишиться свободы, - дума исключать из своей повестки не стала. Хотя оппозиция на этом настаивала. Депутат КПРФ Анатолий Локоть предположил, что "под действие этого закона, если он будет принят, попадут прежде всего депутаты, поскольку любой вопрос, любое публичное заявление" может быть названо ложью. И пожалуйте в суд. Еще более уязвимо, по словам коммуниста, заявление представителя оппозиционной партии, незащищенного депутатским иммунитетом. "Данный законопроект, - считает Анатолий Локоть, - направлен на оскопление политической системы в РФ, на сворачивание деятельности политических партий. Цель - искоренить инакомыслие в стране".
"Мы, как и все представители оппозиции, безусловно, страдаем от клеветнических заявлений наших оппонентов", - призналась "справоросс" Оксана Дмитриева. Однако предупредила, что фракция голосовать за законопроект не будет, так как "с учетом нынешних обстоятельств, с учетом работы нашей судебной системы, с учетом того, как легко снимается депутатская неприкосновенность по политическим мотивам, возвращение понятия "клевета" в Уголовный кодекс РФ может быть в дальнейшем широко использовано именно против оппозиции". Но большинство поддержало законопроект в первом чтении.
"Единороссы" и депутаты оппозиции разошлись и во взглядах на парламентский контроль, хотя эта тема вполне могла стать объединяющей. Ведь думцы давно пытаются найти механизмы, которые позволили бы им "хотя бы минимально влиять на произвол и нарушения со стороны чиновничьей бюрократии". В повестку были внесены два законопроекта "О парламентском контроле", отличающихся не только временем внесения - один был из пятого созыва, другой - совсем свежий, но и правами, которые даются парламентским контролерам. Как считает думская оппозиция, гораздо более эффективным мог бы стать парламентский контроль, каким он представляется в первом законопроекте. Но большинство предпочло свой вариант, который "справоросс" Дмитрий Горовцов назвал "регламентной элементарщиной". "Перечисленный скудный набор не имеет никакого отношения к парламентскому контролю и является не более чем элементарной составной частью технологии взаимодействия правительства и парламента", - сказал Горовцов. "Это не закон о парламентском контроле, это закон о контроле "Единой России" над парламентом, плюс передача полномочий в правительство", - заметил либерал-демократ Сергей Иванов. Однако у "единороссов" нашлись серьезные претензии к законопроекту, перешедшему из пятого созыва. В нем, как отметил председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, нет реальных гарантий невмешательства в деятельность следственных органов и судов.
Впрочем, на вчерашнем пленарном заседании Госдумы нашлась тема, которая была принята всеми депутатами почти единодушно - это защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Депутаты приняли поправки в действующий закон, позволяющие блокировать интернет-страницы и сайты с запрещенной к распространению в РФ информацией и предполагающие создание реестра таких сайтов. Ко второму чтению законопроекта изменился срок введения новых норм в действие - не 1 января 2013 года, а 1 ноября 2012-го. Этого времени, по словам вице-спикера Сергея Железняка, хватит, "чтобы у всех добросовестных ресурсов была возможность подготовиться к введению этой нормы". Законопроект также дополняется положением о праве обжаловать результаты экспертизы информационной продукции в судебном порядке.