Все это произошло на проселочной дороге между Марково и Курсаково. С какой скоростью двигались мопеды, сейчас установить довольно сложно. Но травмы говорят сами за себя. Пятилетний и тринадцатилетний пацаны погибли на месте. Двое одиннадцатилетних подростков доставлены в больницу. У одного из них была диагностирована травма головы и перелом бедра. Через трое суток после аварии он скончался. Второй - с ушибом почки - жив. Трое не дожили даже до получения паспорта!
К сожалению, это не первый случай аварии с несовершеннолетними скутеристами.
Лихачи на двух колесах
Мопеды, мокики, скутеры в последнее время получили широкое распространение в Российской Федерации. Это - транспортное средство с рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см. Оно не требует регистрации в ГАИ, на управление им пока еще не нужно получать права. Вероятно, именно по этой причине они пользуются большим спросом.
В то же время современные мопеды обладают достаточно высокими потребительскими свойствами: запуск стартером, автоматическая трансмиссия, хорошая динамичность, возможность перевозить пассажира, защита от грязи и соответственно возможность езды в приличной одежде. А также небольшая масса, что позволяет перемещать скутер вручную при неисправности или невозможности преодолеть возникшее на дороге препятствие. Важное преимущество - простота парковки и хранения, а также возможность объезжать пробки. Можно даже по тротуару. Прав нет - правила знать необязательно. Да и попробуй догони такого лихача!
Официальной статистики, позволяющей определить точное количество таких транспортных средств, в Российской Федерации не существует. Вместе с тем, по экспертным оценкам Федеральной таможенной службы, среднегодовой ввоз таких транспортных средств на территорию РФ составляет от 20 до 30 тысяч. Таким образом, за последние 10 лет в страну ввезено около 300 тысяч мопедов, мокиков и прочих велосипедов с моторчиком.
Надо сказать, что большинство из этих агрегатов только выглядят как мопеды и мокики. На них стоят более мощные двигатели, они обладают динамическими характеристиками, сходными с вполне взрослыми мотоциклами. Я до сих пор вспоминаю как жуткий сон: еду по трассе "Дон" со скоростью 120 км/час, а мимо меня пролетает в попутном направлении скутер. Мне показалось, что я просто стою на месте.
Такой техники у нас, по скромным подсчетам, за год становится больше на 1,5 миллиона. И, как следствие, растет и число аварий. Оно уже приобрело угрожающий характер.
Судите сами: в 2004 году по вине водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств было совершено 778 аварий, в которых погибли 39 и ранены 848 человек. По итогам 2010 года по вине водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств совершено 6899 ДТП, в которых погибли 383 и ранены 7775 человек.
То есть за этот период аварийность среди скутеров выросла более чем в 9 раз. При этом почти в половине всех этих дорожно-транспортных происшествий виноваты именно водители мопедов.
Молодые, без прав, но с бутылкой
Можно допустить, что это происходит по причине правовой безграмотности. Люди не читали Правил дорожного движения. Но куда девать другие цифры статистики? Серьезный рост аварийности по вине водителей данной категории транспортных средств относится к тем, кто управлял скутером в состоянии опьянения. По их вине произошло почти 600 тысяч аварий. Это почти на 60 процентов больше, чем годом ранее. В них погибли 22 человека и ранены 647 человек. В среднем по России в состоянии опьянения совершили ДТП 8,3 процента водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств.
Более пятой части (21,5%) всех ДТП по вине водителей мопедов совершено несовершеннолетними в возрасте до 18 лет. Количество совершенных ими происшествий возросло более чем на треть, а число погибших - более чем в полтора раза.
Каждый восьмой (12,6 процента), совершивший ДТП, - несовершеннолетний водитель мопеда - находился в состоянии опьянения, количество таких фактов в 2010 году увеличилось на 8,7 процента. Я готов допустить, что подростки начали больше пить. Я не понимаю, почему они после этого садятся за руль.
Что говорит закон?
Может, виной тому малая ответственность? Действительно, водитель скутера, мопеда, мокика по своим правам приравнен к пешеходу. На них распространяется ответственность, предусмотренная статьями 12.29 и 12.30 Кодекса об административных правонарушениях: за нарушения ПДД пешеходами или иными лицами, участвующими в дорожном движении.
Согласно статье 12.29 Кодекса за нарушение Правил дорожного движения для лиц, управляющих мопедом, предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере двухсот рублей. То же нарушение в состоянии опьянения - штраф от трехсот до пятисот рублей. Лишить прав невозможно. Прав нет.
Согласно статье 12.30 Кодекса за нарушение Правил дорожного движения водителем мопеда, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, предусматривается наказание в виде штрафа в триста рублей. Нарушение Правил дорожного движения водителем мопеда, повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей.
То есть проехал на "красный свет" - штраф 200 рублей. Если догонят. Номеров ведь нет. Катаешься пьяный - штраф 500 рублей. Прав, опять-таки не лишить, скутер не отобрать. А если за рулем пьяный подросток, то и в вытрезвитель не отправить.
Между тем уже который год пробивает себе дорогу идея ввести права на мопеды. Сейчас в Думе готовится закон, предусматривающий порядок приема экзаменов в ГИБДД на водительское удостоверение. В этом законопроекте, в частности. предпологается возможность введения категории "М". Идея хороша тем, что даже подростку, перед тем как сесть за руль скутера, придется изучить правила и потом получать корочку. Вряд ли это отвратит от пьянства за рулем, но по меньшей мере эти горе-водители будут знать, куда и когда им можно выезжать, какие сигналы и как подавать.
Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин предложил жестко наказывать родителей подростков, которые попали в аварию на скутере. По его мнению, таких родителей надо серьезно штрафовать или привлекать к исправительным работам. Один из депутатов посчитал, что штраф в 10 тысяч рублей и изъятие скутера - нормальная мера наказания.
Аварии в цифрах
В 2007 году доля ДТП, совершенных водителями мопедов, составляла 1,3%, в 2008-м уже 2,6%, в 2009-м - 2,7%, в 2010-м - 3,5%. А по итогам 2011 года удельный вес ДТП по вине водителей данной категории ТС составил 4,6%.
Растет и количество таких ДТП. В 2007 году было зарегистрировано 3034 таких происшествия, к 2010-му их количество составило 6899, а в 2011 году - 7874. В результате этих ДТП погибли 459 и получили ранения 8768 человек. При этом каждая пятая авария совершена несовершеннолетними в возрасте до 18 лет.
Только за пять месяцев этого года водителями мопедов совершено 2268 ДТП. Это на 42% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В них погибли 108 человек, что на 17% больше, чем в прошлом году, и ранены 2504 - почти на 44% больше. При этом практически каждый двенадцатый из совершивших ДТП водителей был пьян.
В 27 странах Евросоюза (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония) управление мопедами допускается только при наличии водительского удостоверения.
Аналогичный порядок допуска водителей мопедов к участию в дорожном движении существует в Австралии, Республике Беларусь, Вьетнаме, Индии, Канаде, Китае, Новой Зеландии, Таиланде, Украине и Японии.