12.07.2012 11:55
Общество

"РГ" узнала, как житель Грозного готовится к кругосветке на автожире

Текст:  Светлана Емельянова
Сейчас 46-летний Муса Садулаев тренируется на мотодельтаплане, чтобы потом отправиться в кругосветный полет на сверхлегком летательном аппарате - автожире.
Читать на сайте RG.RU

Мы спешим на машине, пока не стемнело, в ангар, который находится в 35 километрах от Грозного, в станице Червленой. Муса быстро открывает ворота, привычными движениями расправляет аппарату крылья, протягивает мне каску: "Надевай, садись назад!". Замирая от страха (первый раз!) залезаю на сиденье ревущей и дрожащей машины, судорожно хватаюсь за ремни на спине впереди сидящего Мусы. Подпрыгивая и кренясь в обе стороны, аппарат передвигается на самодельную взлетную полосу. Обладающий недюжинной физической силой пилот с трудом удерживает ходящий ходуном от порывов ветра дельтаплан. Наконец, разгоняемся и… взлетаем. Через несколько мгновений наша дорога превращается в тонкую ленту, автомобили - в игрушки, а местность живописного озера выглядит топографической картой. Ветер рвет каску, из-за шума разговаривать невозможно. И, хотя, кажется, что стоим на месте, стрелки приборов показывают скорость 100 км/час, высота - 150 метров. Пролетев 10 километров, несемся на посадку... Ударившись о землю и подпрыгивая на кочках, постепенно останавливаемся.

Говорить я не могу. Муса меня понимает. Он не так давно стал квалифицированным пилотом, но каждый раз отправляется в небо как в первый раз.

- С нетерпением жду этой минуты, это огромная радость. В небе такую свободу чувствуешь, когда ты один на один со своим аппаратом! Стараюсь приезжать сюда ежедневно, если нет дождя. Без полетов я теперь просто жить не могу, - признается он.

Как и многие мальчишки, в детстве мечтал стать летчиком. Но по состоянию здоровья и из-за отсутствия средств, в летное училище паренек из крохотного села Орлиное Надтеречного района ЧР не поступил. Однако мечтой об авиации не переболел. А еще он с детства знал, что обязательно будет снимать. Во время двух чеченских кампаний вместо автомата взял в руки фотоаппарат с тех пор с ним не расстается. Сегодня Муса Садулаев - признанный мастер документального фото не только в Чеченской республике, но и далеко за ее пределами. Его фотовыставки в 2005-2008 годах прошли почти во всех городах Германии и еще в 11 странах Европы. Но это, хотя и любимая, но работа. А авиация - мечта. Но как же долго она не становилась явью…

- Весной 2010-го я неожиданно попал в реанимацию с инсультом. Когда перевели в обычную палату, первым делом поинтересовался у врача: смогу ли летать на мотодельтаплане? Он обнадежил, - вспоминает Муса. - Тогда я загадал: если в этом году не куплю аппарат, на мечте можно ставить крест. Как только поправился, занял денег и отправился в Москву, где и приобрел за 800 тысяч мотодельтаплан. Это было 30 декабря 2010-го. А 31-го, уже дома, в новогоднюю ночь вспомнил о том, что загадывал.

В Нальчике Садулаев нашел инструктора (в Чечне их нет) и почти год ездил за 250 километров брать уроки "вождения".

- Первый мой самостоятельный полет был 30 апреля этого года, он длился два часа, - вспоминает Муса. - На мотодельтаплане я добрался из Нальчика в Червленую. На автомобиле это занимало 3,5 часа. По пути пролетел над родным селом, люди выбегали, кричали и махали мне. Было море эмоций! Сделал почетный круг над могилой отца. Мама и дети теперь мной гордятся. Это была проба сил. После этого перелета я понял, что способен на кругосветку.

- На автожире кругосветку еще никто не совершал, надеюсь попасть в Книгу рекордов Гиннеса, - продолжает собеседник. - Я просчитал: если вылететь из Грозного и держать путь через Баренцево море, Берингов пролив на Аляску, Гренландию, Исландию, Ирландию, а потом вернуться в Грозный, это займет больше двух месяцев. Автожир может лететь целый день, если установить дополнительные баки с топливом. Заправляться буду в крупных городах. В отличие от мотодельтаплана, автожир почти не подвержен турбулентности, может лететь при любом ветре, на нем намного безопаснее.

Во время вынужденных посадок Садулаев планирует рассказывать о Чечне, ее людях:

-  Хочу внести посильную лепту в имидж своей республики, нации. Изменить стереотипы о том, что чеченцы - это сплошь бандиты и террористы. И оставить "чеченский след" в истории малой авиации. 

Образ жизни Чеченская Республика Кубань. Северный Кавказ