12.07.2012 12:42
Культура

Петербургский аниматор Ирина Евтеева оживит страну Александра Грина

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Художник-аниматор Ирина Евтеева создает фильмы в необычном жанре - "игровая анимация" на стыке кино, анимации и живописи. На создание 30-минутной картины уходит не менее года!
Читать на сайте RG.RU

Российская газета: Вы как-то сказали: "Я понимаю, что снимаю кино не для массового проката". Кто ваш зритель?

Ирина Евтеева: Были ретроспективы моих работ в Англии, Франции, Испании, Италии. Были показы и у нас в стране, на фестивалях в Ханты-Мансийске, Вологде. Но, конечно, большинство зрителей скачивают фильмы из интернета. Конечно, можно смотреть фильм и дома на компьютере, если хорошее качество. Но это уже не тот эффект… Вот я хочу показать студентам классику на диске, а он ужасного качества. И начинаешь объяснять, что замечательная черно-белая картина Антониони "Затмение" на самом деле решена на тончайших световых градациях. А на диске - серятина.

РГ: Расскажите о вашем курсе в петербургском университете культуры и искусств.

Евтеева: На кафедре кино и фотоискусства веду курс кинодраматургии. Мы не только учимся писать сценарии. Режиссер должен уметь работать с раскадровкой, записать сценарную прозу и создать за счет работы с деталями, костюмами, за счет среды и атмосферы художественный образ, развитие того или иного характера. Учимся смотреть кино профессионально, понимать, как фильм построен: как рождаются эпизоды, как соотносится пластический ряд, насколько можно считывать изображение благодаря кинематографическому почерку режиссера. Многие мои знакомые операторы, художники сейчас вынуждены работать на сериалах (иначе совсем нет работы), и рассказывают, как на площадке режиссеры и актеры читают сценарий и прямо на ходу вместе придумывают, как и что снимать. Раньше такое нельзя было представить. Художественный фильм так скоропалительно не делается. Процесс создания - долгий, кропотливый, интересный. А тут недавно пришло распоряжение о сокращении часов курса, и теперь я буду заниматься со студентами не четыре года, а полтора. С ужасом жду следующего учебного года.

РГ: Много лет кинематографисты говорят о главной проблеме - отсутствии хороших сценариев. Наконец, поняли, что нужно воспитывать будущих сценаристов, и для этого, говорят продюсеры, надо привлечь американцев. Ваше мнение: нужны ли нам американские профессора, чтобы научиться делать кино?

Евтеева: Не нужны. Американские сценарии - это, в основном, диалоги и ремарки, ничем не отличающиеся от пьес, которые драматурги пишут для театра. А фильм состоит из планов, кадров, там не только разговаривают, но есть и замечательные безмолвные ремарки, когда мы чувствуем атмосферу, понимаем раскадровку. Есть специфика написания киносценария. И шаблоны здесь нам совершенно не нужны - тогда мы будем просто имитировать убогий Голливуд. Почему "убогий"? У нас нет таких денег, и никто не снимает коммерчески успешные фильмы. В Америке всё по-другому, там есть некий жанр и система звезд, обслуживающая его. И главная фигура - не режиссер, а продюсер. Если мы хотим иметь продюсерское кино и фильмы типа телесериалов, которые и так смотрим в изобилии, - тогда добро пожаловать, американские драматурги! Если хотим, чтобы все кино состояло из зрелищ, от которых будут кипеть мозги, - тогда, конечно, надо приглашать американцев.

РГ: Гильдия кинокритиков России присудила вам "Белого слона" за книгу "О взаимодействии киновидов". Кому вы ее адресуете?

Евтеева: Я рекомендую ее студентам и людям, интересующимся теорией кино. Это продолжение моей диссертации "Процесс жанрообразования в советской мультипликации 60-80 годов. От притчи к полифоническим структурам". Я искала общий языковой код: как игровое кино испытывало на себе влияние документального, потом на документальное влияло анимационное, анимационное - на игровое. Есть много параллелей, когда лучше понимаешь, чего добивался кинематограф за счет взаимодействия разных видов кино.

РГ: Какой альманах вы готовите к выпуску?

Евтеева: Это совместное детище "Ленфильма" и студии "КиноМельница". Идея давно витала в воздухе, ее предложил когда-то Эдуард Арциховский. Создать - еще на "Ленфильме" - анимационную мастерскую, наподобие мастерской Германа. В нашем городе есть несколько анимационных студий, которые выпускают коммерчески успешные фильмы (про русских богатырей, "Лунтик", "Смешарики"). И есть талантливые режиссеры, которые хотят снимать, но у них нет возможности. Заявку подал, например, ленфильмовец Сергей Ландо, оператор, режиссер. Это его дебют в анимации. Набралось 10 человек. Метраж - от 4 до 10 минут. Я предложила общую тему - Петербург  - и согласилась стать руководителем. По-моему, дело нашего поколения - помочь молодым, как когда-то и нам помогали. Цель - поддержать авторскую анимацию. Вспомним, чем славились наши мультипликаторы.

РГ: Вы следите за анимационными новинками? Пойдете, например, смотреть в кинотеатре "Мадагаскар-3"?

Евтеева: Не пойду точно. Меня это не интересует.

РГ: А взялись бы снять кино в 3D-формате?

Евтеева: Может, и взялась, если бы это соответствовало моему внутреннему посылу. Интересно объемное кино во взаимодействии, например, с театром, когда голограммы появляются на экране, и актеры могут общаться с предметами, которых нет. А вот чтобы длинная рука достала до зрителя и повергла его в ужас - это не самое интересное.

РГ: Над чем вы сейчас работаете?

Евтеева: Снимаю фильм-дилогию "Арвентур". Арвентур - страна, сочиненная Александром Грином. В основе - два самостоятельных сюжета. Первая история - "Тайна морского пейзажа" - взята из даосистской притчи о Художнике и Императоре. Вторая часть "Фанданго" строится на противопоставлении реальности (Петербург 1921 года, холод, голод) и прекрасного ирреального мира живописи.

РГ: Ваши картины - синтез анимационного и игрового кино. Большая команда работает с вами?

Евтеева: К сожалению, я впервые снимаю без моего постоянного соавтора, недавно ушедшего из жизни оператора Генриха Маранджяна, с которым мы сделали все мои фильмы. Сейчас работаю с моим ассистентом Ханой Кудряшовой - она выпускница нашей кафедры, осваивает профессию. В октябре должны сдать 30-минутную картину. В моей команде уже много лет - оператор Валерий Мюльгаут, художники Наталья Кочергина, Лидия Крюкова. Большая группа профессионалов помогает им с реквизитом, декорациями, костюмами. Производством занимается студия Proline-film (при участии "Ленфильма"), продюсирует  дилогию Андрей Сигле.

РГ: Кого из артистов пригласили сниматься?

Евтеева: В "Тайне морского пейзажа" Сергей Дрейден сыграл художника Вань Фу, его ученика Линя - Валентин Цзин, императора - Ян Нам. В "Фанданго" в главной роли Владимир Кошевой. Он известен по роли Раскольникова в телефильме "Преступление и наказание", а в моих "Маленьких трагедиях" играл Герцога. Впервые у меня снимался Леонид Мозговой. И уже не впервые - Юлия Маврина, Светлана Свирко, Лев  Елисеев.  Хореограф Владимир Аджамов занимается постановкой пластики и сыграл Бам-Грана. Племянница Володи Мария Аджамова, артистка балета Мариинского театра, у нас была "младшей цыганкой" и испанкой, ее мама Натела - "старшей цыганкой", а Костя, сын Владимира, изображал "министра красного" и испанца. Я получила большое удовольствие от работы с ними.

Справка "РГ"

Ирина Евтеева - кандидат искусствоведения, профессор, старший научный сотрудник Российского института истории искусств. Призер международных кинофестивалей. Сняла фильмы "Лошадь, скрипка… и немного нервно", "Эликсир. Фантазия в манере Гофмана", "Клоун" ("Серебряный лев" Венеции), "Петербург", "Вечные вариации" ("Демон", "Тезей", "Фауст"), "Маленькие трагедии".

Анимация Наше кино Санкт-Петербург Северо-Запад