Хотя Форд актер весьма серьезный. Он это еще раз доказал, например, когда в 2000 году стал сниматься в фильме Кэтрин Бигелоу "К-19. Оставляющая вдов" в роли русского капитана Алексея Вострикова. Он работал с таким уважением к подвигу советских моряков, спасших мир от мировой атомной войны, что растопил сердца даже ветеранов нашего морфлота.
Дело в том, что когда в печати появились сообщения о съемках американской картины о трагическом рейсе советской подлодки к берегам США в 1961 году, ветераны решили, что Голливуд готовит очередной клеветнический фильм о вечно пьющих русских, неспособных совладать с современной техникой. Разразился скандал, который во многом был инициирован конкурирующей кинокомпанией - она тоже присматривалась к этой теме и теперь умело провоцировала ветеранов заявить протест.
Голливуд мог спокойно не заметить эту бурю в стакане воды: там снимали художественный фильм и никому не должны были давать отчет в своих действиях. Но Форд настоял, чтобы съемочная группа в составе его, Лиама Нисона и Кэтрин Бигелоу прилетели в Москву для встречи с возмущенными ветеранами и объяснили им настоящие задачи авторов. Встреча состоялась в одном из залов гостиницы "Метрополь" и была строго засекречена для прессы - слишком щекотливый и нелегкий предстоял разговор.
Ветераны были настороженны, они сразу пошли в атаку, требуя не выставлять их дикарями, как в фильме "Охота за "Красным Октябрем". Мне единственному из журналистов удалось тогда проникнуть в наглухо задраенный салон "Метрополя", где шли переговоры и, по планам компании-конкурентки, должен был вспыхнуть решающий скандал. И я мог в полной мере оценить дипломатический дар Харрисона Форда и его коллег: лед был растоплен. Форд заверил моряков, что цель картины - рассказать о русском героизме. "Это не тот фильм, где русские - враги, - говорил он. - В нем нет американцев - стало быть, нет противостояния. Враг - ядерная утечка, это с ней идет борьба, и мы хотим отдать дань вашему мужеству"."Отклонения от фактов неизбежны, - объяснял морякам Харрисон Форд, - в кино нужен драматический эффект. Но я обещаю: там будет дух товарищества, достоинства и патриотизма".
И Форд сдержал обещание. Фильм был сделан с таким неподдельным восхищением подвигом наших моряков, а сам Форд играл с таким пониманием русского характера, что на российской премьере фильма, устроенной в петербургском Мариинском театре, ветераны аплодировали стоя.
Наверное, это сработала генетическая память. Дед и бабка Форда по материнской линии - Гарри Нидельман и Анна Лифшиц - были эмигрантами из Минска. Когда Харрисона Форда спросили о религии, в которой он воспитан, он ответил: "Демократия и либерализм". А когда в одном из телеинтервью пытались выяснить, какое влияние на него оказали его ирландские корни по отцовской линии и еврейские - по материнской, он пошутил: "Как мужчина я чувствую себя ирландцем, как актер - евреем".
В юности он увлекался спортом, маршировал в рядах бойскаутов, что помогло ему потом вжиться в образ авантюриста Индианы Джонса: он был знатоком рептилий, а Джонс, как известно, смертельно боялся змей, и Форд мог изобразить этот страх с профессиональным знанием предмета.
Когда в 1964 году он перебрался из родного Чикаго в Лос-Анджелес, он вошел в группу молодых талантов при компании Columbia и дебютировал в роли отельного коридорного в фильме "Свара на свадьбе". Кто-то из съемочной группы авторитетно сказал ему: "Тебе, парень, в кино ничего не светит. Когда Тони Кертис играет коридорного - сразу видно, что суперзвезда, а когда играешь ты - сразу видно, что коридорный". Поначалу все так и было: Форд сыграл довольно много таких же бессловесных коридорных и посыльных, включая крошечную роль арестованного студента-бунтаря в фильме Антониони "Забрийский пойнт". Эти крошечные роли не могли прокормить, и Форд самоучкой освоил профессию плотника - чтобы содержать семью. Был и рабочим сцены в популярной группе The Doors.
Профессия плотника и проторила ему путь в кинозвезды. Его наняли для работ в доме режиссера Джорджа Лукаса, и тот пригласил фактурного парня в свой фильм "Американские граффити" - на роли "второго плана". Потом подающего надежды плотника нанял Фрэнсис Форд Коппола и заодно дал ему небольшие роли в картинах "Разговор" и "Апокалипсис сегодня".
Но все равно все относились к нему как к плотнику. Именно эта профессия привела его и на съемочную площадку "Звездных войн", где его сначала позвали помочь в озвучании, а потом пригляделись - и дали роль пилота Хана Соло. И только тогда Форд проснулся знаменитым и смог наконец расстаться с плотницким ремеслом. Он стал - суперстар.
Потом последовал не менее успешный киносериал про Индиану Джонса, авантюриста и спортсмена. Впрочем, и здесь не обошлось без трудностей: если режиссер фильма Стивен Спилберг настаивал на кандидатуре Форда, то Лукас, выступавший в качестве продюсера, всячески этому сопротивлялся. Помог случай: приглашенный на эту роль актер Том Селлек вдруг отказался, и Индиану Джонса отдали Форду. И думаю, не пожалели об этом - четыре части авантюрной эпопеи также вошли в число самых коммерчески успешных фильмов десятилетия.
С той поры Форд сыграл десятки ролей, в их числе - очень серьезных драматических героев уровня того же капитана Вострякова, или Рика Декарда и фантастическом боевике Ридли Скотта "Бегущий по лезвию бритвы". В 1995-м он вступил в состязание с самим Хэмфри Богартом, по-своему интерпретировав его роль в ремейке классического фильма "Сабрина".
Но его имя по-прежнему ассоциируется прежде всего со "Звездными войнами" и "Индианой Джонсом". Один из знаменитейших актеров Голливуда только однажды был номинирован на премию "Оскар" - за фильм 1985 года "Свидетель". Зато много раз был премирован в конкурсах, специализирующихся на фантастике и приключениях.
Теперь ему 70, он в прекрасной физической и актерской форме, но в этом возрасте авантюристов уже не играют, а новое столь же успешное амплуа он для себя пока не нашел. И в нашем сознании по-прежнему остается молодым и победительным.