13.07.2012 00:20
Общество

Эксперты: Внедрение ИКТ в школах поможет учебному процессу

Внедрение современных технологий в школьное образование неизбежно
Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Образование №158 (5831)
Специалисты в сферах образования и информационных технологий из регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья обсудили актуальные вопросы информатизации и практического использования новейших технических средств в учебном процессе на Международной конференции "Применение новых технологий в образовании" - "ИТО-Троицк-2012".
Читать на сайте RG.RU

Заместитель министра образования Правительства Московской области Любовь Суздальцева отметила, что внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательных учреждениях и практика применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения уже не первый год входят в число приоритетных задач государственной политики в сфере российского образования.

"Очевидно, что в современных условиях широкое распространение ИКТ и ЭОР в образовании является важнейшим фактором развития информационного общества" - подчеркнула Любовь Суздальцева.

Участники конференции говорили о необходимости широкого внедрения новых технологий в образовательный процесс. В первую очередь это необходимо для развития такого динамичного предмета, как информатика, совершенствования технологий дистанционного обучения, подготовки специалистов в области информатизации образования, а также компьютерного творчества детей и молодежи.

Как отметила главный научный сотрудник Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей "Федеральный институт развития образования" Людмила Босова, современное образование требует современных образовательных ресурсов, и важно, чтобы они эффективно использовались в учебном процессе.

"Сегодня 1-2% педагогов способны сами генерировать новые идеи и инновационные подходы, - сокрушается Людмила Босова. - 13-14% способны оценить, подхватить и реализовать эти идеи. 35% учителей нуждаются в повышении квалификации, после чего они будут готовы применять новейшие разработки в своей практике. Но 14-15% педагогов даже после обучения вряд ли станут использовать инновационные технологии. Меняется деятельность современного школьного учителя, и уже сегодня к каждому уроку учителя подбирают мультимедийный контент".

Внедрение ИКТ в российских школах неизбежно. Это станет ответом не только на технологическую эволюцию, но и на меняющиеся механизмы семейного воспитания. По мнению самих учителей, школы потеряли монополию на образование, теперь образование происходит в контексте социализации.

"Всеобщие культурные образцы разрушились, и необходимо найти им замену, чтобы они отвечали потребностям современных детей и семей, - считает начальник центра стратегических разработок Академии социального управления Московской области Вероника Запалацкая. - Поэтому до 2020 года необходимо внедрить три приоритетных направления. Во-первых, развить способность применения теоретических знаний на практике. Во-вторых, развить высокий уровень технологических компетенций и в-третьих - сформировать позитивные социальные установки".

Но для достижения таких результатов необходимо обеспечить доступ школ к высокоскоростному Интернету. Кроме того, школа должна обеспечить компьютерами учащихся из малообеспеченных семей. Также необходимо позволить детям использовать высокоскоростной Интернет в школе и доступ к образовательным электронным ресурсам, в том числе и для работы с ними на дому. Также профессиональное сообщество ратует за необходимость создания интерактивных обучающих программ, видеолекций и мастер-классов, сетевых сообществ по обмену знаниями и многое другое.

По прогнозам, в ближайшие годы 80% учащихся будут использовать информационно-консультационные сервисы и системы в сети Интернет.

"Необходимо использовать потенциал сети Интернет для дистанционного образования детей с особыми образовательными потребностями, - уверена Вероника Запалацкая. - Для талантливых и одаренных детей необходимо создать региональный информационный портал по проблемам развития и поддержки молодых талантов, который должен включать конкурсы и мероприятия для одаренных детей. Это позволит проводить конференции, конкурсы и олимпиады, осуществлять дистанционное образование".

Не позднее августа текущего года будут подведены итоги эксперимента по внедрению в школах электронных учебников, и на основе анализа будет принято решение о внедрении электронных учебников в новом учебном году.

Однако, по мнению экспертного сообщества, даже если решение о внедрении электронных учебников не будет принято к сентябрю нынешнего года, это нововведение не заставит себя долго ждать. Та же участь коснется и журнала успеваемости и ученических дневников. Во многих школах уже сейчас успешно внедрены электронные журналы и дневники, которые содержат не только "сухие" оценки, но и подробное описание и рецензии тех или иных работ, проведенных школьником.

Такая инициатива пришлась по душе родителям, которые не просто могут узнать оценку и посмотреть журнал на сайте школы, но и благодаря развернутому описанию сделать выводы, на каком основании учитель поставил ту или иную оценку.

Внедрение ИКТ в школах не ограничится использованием электронных учебников, журналов или дневников. Это составляет целую систему механизмов образования, которая будет эффективнее взаимодействовать с каждым учеником. А единое информационное пространство школы будет способствовать социализации обучающихся и их адаптации к быстро меняющемуся миру.

Образование