13.07.2012 00:20
Общество

За звание победителей олимпиады школьников боролись 4,5 тысяч ребят

Современные предметные соревнования стремятся раскрыть творческий потенциал школьника
Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Образование №158 (5831)
Подведены последние итоги Всероссийской олимпиады школьников. В этом году за звание победителей боролись 4,5 тыс. ребят. Сегодня участником предметной олимпиады может стать любой школьник из самого отдаленного уголка нашей страны. Но так было не всегда.
Читать на сайте RG.RU

Система школьных олимпиад сложилась во второй половине ХХ века. И поначалу олимпиады проводились только в больших городах на базе крупных университетов. Однако еще в XIX веке "Олимпиады для учащейся молодежи" проводило Астрономическое общество Российской империи. История олимпиадного движения позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе советского и российского образования, какие предметы считались главными, а какие второстепенными.

В середине прошлого века вместе с активным развитием производства в стране традиционными становятся олимпиады по математике, физике, химии. Постепенно к ним присоединяются олимпиады по биологии и географии, когда приходит понимание того, что стране нужны ученые в разных областях и в том числе в естественнонаучной.

Современная школа не стремится дать ребенку готовые шаблонные знания, а хочет раскрыть творческий потенциал. Отсюда и появление большого количества гуманитарных олимпиад по литературе, истории, обществознанию и т.д.

Кроме того, как ответ на резкое ухудшение общемировой экологической обстановки становится популярной олимпиада по экологии, а стремительное развитие высоких технологий дало жизнь и огромную популярность олимпиаде по информатике.

Практически каждая школа ежегодно готовит участников различных олимпиад, однако стабильно высокое количество победителей таких олимпиад показывают лишь отдельные регионы.

Так, больше всего участников заключительного этапа (более 100 человек) из 7 субъектов РФ: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Челябинская область, Свердловская область, Республика Мордовия. У первых шести субъектов показатель эффективности выше 39%, а вот в Республике Мордовия этот показатель невысокий - 22%.

"В Москве и Санкт-Петербурге больше учащихся и больше возможностей для подготовки участников, например, работа системы дополнительного образования детей совместно с преподавателями вузов, - объясняет сложившуюся ситуацию директор центра организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Валентина Абатурова. - В тех субъектах РФ, где уделяется должное внимание системе работы с одаренными учащимися, раскрытию творческого потенциала школьников, результаты тоже хорошие".

Образование