Атомный референдум, к которому намереваются прибегнуть в Литве, вызван крайне неоднозначной реакцией местного населения и граждан сопредельных государств на тот конкретный выбор, что сделал официальный Вильнюс в отношении типа реакторной установки и потенциального подрядчика. Опросы общественного мнения в Литве демонстрируют, мягко говоря, удивление людей, почему из всех возможных вариантов в качестве единственного для Висагинской АЭС (ее планируют на границе с Белоруссией взамен двух остановленных энергоблоков Игналинской атомной) выбран тот же тип реактора (одноконтурный кипящий), что и на "Фукусиме". А в качестве стратегического инвестора приглашена японская же компания Hitachi Ltd, несущая свою долю ответственности за произошедшее на "Фукусиме" как прямой участник ее строительства. Принять участие в литовском тендере на начальной стадии были готовы французская AREVA и американский Westinghouse, но выбор был сделан в пользу Hitachi.
Что же касается опубликованного в Токио доклада независимой следственной комиссии - он лишь усиливает законное беспокойство людей и дает пищу для новых вопросов. Среди самых нелиприятных выводов доклада есть и такой: критерии и нормы безопасности на японских АЭС отстают от мировых стандартов. Это относится и к проектно-технологическим решениям, которые использовались при строительстве атомных электростанций в Японии, и к тому, как была организована их эксплуатация компаниями-операторами. Во многих других странах, включая Россию, США, Украину, Францию, столкнувшихся на ранних этапах развития атомной энергетики с отказами техники и авариями, на этих ошибках учились и делали выводы.
На смену первым проектам и конструкциям приходили новые, более совершенные, а действующие реакторные установки модернизировались, оснащались дополнительными системами безопасности и резервирования. После чего проходили соответствующую аттестацию и лицензирование в национальных надзорных органах. Подобные мероприятия требовали, разумеется, немалых финансовых затрат. В зависимости от структуры собственности и национальных особенностей управления атомной энергетикой эти расходы солидарно несли государство и эксплуатирующие организации.
В Японии, где все АЭС на момент фукусимской трагедии находились в управлении частных компаний-операторов, на подобные издержки идти не хотели, считая их "избыточными". Как теперь выясняется - экономили на безопасности.
"Технократическая гордыня" и тщеславие японской атомной промышленности не позволили извлечь из трагедий на АЭС в Чернобыле и "Три Майл Айленд" тех уроков, которые извлекли другие страны. Более того - как отмечается в докладе независимой следственной комиссии, практика сокрытия небольших аварий и противодействие требованиям регулирующих органов глубоко укоренилась в японском ядерном сообществе. Именно это и привело к масштабному бедствию на АЭС "Фукусима Дайичи".
Спровоцированное природным катаклизмом, все далее случившееся не может быть расценено как природное стихийное бедствие. Отчет фиксирует множество ошибок и преднамеренных действий, в результате которых АЭС "Фукусима" оказалась неподготовленной к событиям 11 марта. В дополнение к этому компания-оператор ТЕПКО, регулирующие органы и правительство Японии допустили серьезные просчеты в первые часы после землетрясения и цунами. "Это была "рукотворная" катастрофа, которая могла и должна была быть предотвращена, - говорится в докладе. - И сами японцы, и мировое сообщество заслуживают полного и честного ответа на этот вопрос".
Ответственные политики и просто трезвомыслящие граждане не могут пройти мимо подобных заявлений. На минувшей неделе 55 членов литовского парламента направили спикеру сейма Ирене Дягутене заявление о созыве внеочередной сессии. По уставу сейма этого числа голосов достаточно, чтобы парламентарии собрались в неплановом порядке. И дата уже определена - понедельник, 16 июля. Если сессия состоится и примет положительное решение о референдуме, его рассчитывают провести вместе с парламентскими выборами 14 октября.
Каким будет решение сейма, предугадать трудно. Как нельзя предвосхитить и результаты референдума, если он состоится. Но то, что политикам и высокопоставленным чиновникам в Литве надо взять тайм-аут в отношении новой атомной станции, становится все более очевидным.
Напомним: концессионный договор по Висагинской АЭС между минэнерго Литвы и японской компанией Hitachi Ltd. (стратегическим инвестором проекта) планировалось подписать до 28 июня. Теперь это отложено до конца 2012 года - изменение по срокам внес парламент Литвы. Министр энергетики Арвидас Сякмокас объяснил это "необходимостью дальнейших переговоров с региональными партнерами и с Hitachi Ltd.".
"Региональные партнеры" - это Эстония и Латвия, которые еще не приняли окончательного решения об участии в проекте. Сомнения, которые их одолевают (а до этого одолевали Польшу, и она отошла в сторону), связаны не только с "Фукусимой". Наряду с вопросами по безопасности у проекта под названием "Висагинская АЭС" есть ничуть не менее серьезный экономический изъян - потенциально высокая себестоимость электроэнергии и, следовательно, непомерно длинные сроки окупаемости затрат. А с учетом длинного цикла неприступно дорогими становятся кредиты.
По оценкам министра энергетики Сякмокаса, кредиты можно будет погасить лишь за 18 лет эксплуатации - то есть к 2040 году, если станцию построят и пустят в 2022-м. Цена электроэнергии с новой АЭС все это время была бы в районе 17-25 центов за киловатт-час. Для сравнения: в июне нынешнего года цена электроэнергии на оптовом рынке в Литве составляла 4,5 евро цента за тот же киловатт-час. А на электроэнергетической бирже стран Северной Европы - Nord Pool - тот же показатель находится сейчас в диапазоне от 3,5 до 5 евро центов. По данным российского Института проблем естественных монополий, тарифы на электроэнергию, поставляемую ОАО "Янтарьэнерго" юридическим лицам на территории Калиниградской области (без учета транспортной составляющей), установлены на ближайший год в диапазоне 3,5 - 4,2 евро цента за киловат-час (1,4 - 1,8 рубля).
"Отсюда видно: электроэнергия с Висагинской АЭС будет более чем в два раза дороже, чем в Nord Pool и России, что делает строительство станции экономически неэффективным", - заключает известный общественный деятель и эксперт в области ядерной энергетики Булат Нигматуллин, которого нельзя заподозрить в лоббировании интересов "Росатома".
Не сговариваясь с Нигматуллиным, по сути о том же самом говорит и министр экономики Латвии Даниэль Павлютс. Накануне он недвусмысленно дал понять, что его страна не собирается подписывать никаких обязывающих договоров по Висагинской АЭС, не убедившись в ее экономической целесообразности. "Точная цена строительства ВАЭС и стоимость производства электроэнергии на ней действительно пока неизвестны. И это одна из причин, почему Latvenergo не спешит с продвижением проекта и подписанием документов", - писал он в конце июня.
В Эстонии - схожая ситуация. Пока не будут окончательно прояснены плюсы и минусы строительства новой АЭС в Литве, ни о каком финансовом участии в проекте не может быть и речи, заявляет премьер-министр Эстонии Андрус Ансип. А министр финансов Юрген Лиги вообще предложил рассмотреть альтернативные варианты развития энергетики, а не связывать себя обязательствами в отношении Висагинской АЭС.
Такая, мягко скажем, настороженность в отношении соседей объясняется тем, что вместо двух блоков РБМК по 1500 мегаватт Игналинской станции, остановленных под диктатом Евросоюза, литовские власти решили возвести на новом месте одноблочный вариант АЭС с реактором ABWR конструкции "GE-Hitachi". Эксперты, связанные с МАГАТЭ, утверждают: энергоблоки такого типа строила лишь одна страна - Япония, весь мир от них отказался: "они очень дешевы, но очень опасны". И при всем этом заявленная стоимость одного блока Висагины - от 4,9 до 5,2 миллиарда евро - почти сопоставима с ценой двух блоков ВВЭР-1000 Балтийской атомной станции, которая уже строится в Калининградской области России.
А если принять во внимание, что аналогичные работы разворачиваются на площадке Белорусской АЭС (в Островецком районе Гродненской области, у самой границы с Литвой) и там тоже возводятся для энергоблока-миллионника, то нетрудно догадаться, у кого будет преимущество на высоко конкурентном рынке электрогенерации. К слову сказать, официально уполномоченные органы Белоруссии, а с ними и активисты-экологи не единожды обращались к литовским властям за информацией о проекте Висагинской АЭС, запрашивали результаты экологической экспертизы и материалы ОВОС, но ожидаемых материалов в требуемом объеме и в положенные сроки не получили.
Официальный Вильнюс вместо того, чтобы соблюдать установленные МАГАТЭ международные процедуры, обязательные для всех, кто намерен развивать у себя атомную энергетику, сознательно политизирует ситуацию. Литовские чиновники, причем достаточно высокого уровня, представляют дело так, будто "Висагинская АЭС - это гарантия энергетической независимости от России". В кого нацелен этот "аргумент" - понятно. Не ясно только, на какого простака рассчитан.
Не надо быть специалистом-атомщиком, чтобы понять: построив у себя всего один энергоблок, эту самую "независимость" нельзя обеспечить в силу родовой специфики АЭС. Как минимум, раз в год реактор надо останавливать на планово-предупредительный ремонт и перегрузку топлива. А это, даже при идеально организованном - как на финской АЭС "Ловииса" - графике ППР, две-три недели простоя. Как и чем собирается Литва восполнять в это время выпадающий миллион киловатт, неизвестно. Разве что гипотетические электрокабели высокого напряжения из Финляндии и Швеции придут на выручку. Но и в таком случае - о какой "независимости" речь?
Президент Конфедерации промышленников Литвы Робертас Даргис в беседе с журналистами на этот счет высказался так: "Мне неясно, почему, построив АЭС, мы сразу станем независимыми, а, не построив, - зависимыми? Соединения с Польшей и Швецией обеспечат возможность покупать электроэнергию из различных мест - по конкурентной цене. Если понадобится, сможем приобрести электроэнергию и с финской АЭС, которая сейчас строится. Атомная электростанция не гарантирует энергетическую независимость, ее гарантируют соединения и возможность купить продукт у нескольких поставщиков по конкурентной цене".
"А сегодня нет никаких надежд, что висагинская энергия будет дешевле по сравнению с той же российской, - вторит литовскому коллеге депутат сейма Латвии Сергей Потапкин. - И, судя по всему, Белоруссия и Калининград построят свои АЭС раньше, чем Литва. Поэтому для латвийского гражданина и для общества в целом пока, наверное, больше вопросов, чем заинтересованности в строительстве Висагины. Да и в самой Литве, если будет проведен по этому вопросу референдум, идея скорее всего провалится".
Досье "РГ"
Проект концессионного соглашения в отношении Висагинской АЭС правительство Литвы утвердило в мае 2012 года. По этой концессии Латвии должно принадлежать 20 процентов акций фирмы-оператора АЭС, Литве - 38, Эстонии - 22. Оставшиеся 20 отойдут стратегическому инвестору - японской Hitachi. Если литовский парламент даст согласие на предложенный вариант соглашения, подготовительные работы могут начаться в будущем, а строительство АЭС - в 2014 году.
По данным соцопроса, который провела компания Vilmorus, строительство новой АЭС поддерживают лишь один из пяти жителей Литвы, а 80 процентов опрошенных считают, что Висагина увеличит долги Литвы. При этом трое из пяти респондентов (62,9 процента) находят предлагаемый проект АЭС небезопасным.
Тем временем
Компания РАО ЕЭС по договору с Inter RAO Lietuva будет иметь возможность поставлять в 2017 - 2036 годах со строящейся Балтийской АЭС в Литву, Латвию, Эстонию и соседние с ними государства до 1000 МВт электроэнергии. По мере необходимости объемы импорта могут увеличиваться. Возможности импорта электроэнергии, которую будет производить Калининградская АЭС, уже подтверждены конкретным долгосрочным соглашением.
Литва напрямую связана линиями электропередач с Россией (с Калининградской областью), Белоруссией, Латвией, опосредованно она соединена с Украиной, Эстонией и скандинавскими странами. В настоящее время ведется прокладка еще одного соединения с Финляндией через Эстонию и Латвию - Estlink, а к 2016 году будет завершен региональный проект кабельного соединения со Швецией Nordlink.