Среди предложений - важнейший для отрасли законопроект, предполагающий сохранение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпредприятий без ограничения срока. В первом чтении Госдума уже приняла проект закона, ограничивающий этот срок до 1 января 2016 года. "На наш взгляд, из всех направленных правительством в Госдуму законопроектов этот документ является ключевым. Надеемся, что он будет полностью одобрен Госдумой", - пояснил "РБГ" председатель Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства РФ Андрей Даниленко. До момента окончательного утверждения законопроекта, уверен эксперт, отрасль не сможет полноценно планировать свое развитие на средне- и долгосрочный периоды.
Эти меры государственной поддержки аграриев, в том числе по совершенствованию налогообложения, действительно способствовали укреплению их экономического положения. По данным Даниленко, доля убыточных организаций в сельском хозяйстве с 2004 по 2009 год сократилась с 37% до 28%, объем реализации продукции за тот же период времени увеличился с 432 млрд до 970 млрд рублей.
Но этого оказалось явно недостаточно для аграриев при нынешних условиях вступления в ВТО. Как сообщил журналистам один из авторов документа, глава Комитета по аграрным вопросам Николай Панков, "еще значительное число сельскохозяйственных организаций имеют неустойчивое финансовое положение и нуждаются в поддержке со стороны государства. Особенно это относится к хозяйствам, пострадавшим от суровой засухи, когда в 41 регионе РФ погибли посевы на площади 13,3 млн гектаров", - сказал депутат. Он напомнил, что общая сумма понесенных убытков превысила 41,3 млрд рублей.
По мнению Андрея Даниленко, для аграрного бизнеса также немаловажно, чтобы были приняты две другие инициативы правительства. Первая - введение нового порядка предоставления субсидий сельхозпроизводителям из федерального бюджета. То есть компенсация из федерального бюджета до 35% затрат на приобретение сельхозтехники и оборудования, необходимого для перехода на современные энергосберегающие технологии. Вторая - законопроект, предполагающий к 2018 году введение нулевой ставки НДС на импорт племенного скота, семени и эмбрионов этих животных, племенного яйца.
Со своей стороны, госрегулятор предлагает также не облагать налогом доходы физлиц, полученные в виде субсидии из бюджета на содержание скота, закладку многолетних насаждений, покупку удобрений, семян и другие нужды. Предлагается не облагать налогом и доходы, полученные главами фермерских хозяйств в виде бюджетных грантов на создание и развитие хозяйства, а также в виде единовременной помощи на устройство быта.
Еще один законопроект предусматривает, чтобы при банкротстве сельхозпредприятия на торги для погашения задолженности выставлялись не отдель ные виды имущества (скот, техника, здания и так далее), а производственный комплекс в целом, что позволит сберечь хозяйства от разорения и сохранить рабочие места. Кроме того, к участию в торгах предлагается допустить региональные и муниципальные власти, на чьих территориях эти хозяйства расположены, и повысить размер долга, при котором может открываться банкротство, с 1 до 10 млн рублей.
Предполагается, что будут внесены и поправки в Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", чтобы расширить права региональных властей в части предоставления в аренду земельных участков, образованных из невостребованных земельных долей для вовлечения их в сельхозпроизводство.
Николай Панков подверг критике эту инициативу. "Аграрии против этого. Мы беспокоимся, что в случае отмены категорийности земель сельхозназначения любой может прийти и сказать, что на этих землях он планирует построить офис или торговый центр. А ведь, как правило, земли сельхозназначения годами обрабатывались, в них вносились минудобрения, это лучшие земли", - пояснил Панков. И подчеркнул, что выступает против отмены института раздела участков земель по категориям.
Кроме того, правительство РФ одобрило госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы с финансированием из федерального бюджета в размере 1,509 трлн рублей. Общий объем финансирования программы составит 2,28 трлн рублей: помимо ассигнований из федерального бюджета еще 770 млрд рублей должны составить средства из региональных бюджетов.
По итогам реализации программы производство сельхоз продукции в России к 2020 году по сравнению с 2012 годом, как предполагается, возрастет на 19,6%, в том числе в растениеводстве на 19%, в животноводстве - почти на 20%. Среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства до 2020 года должен составить не менее 2,5%, производства пищевых продуктов - 3,5-5%.