17.07.2012 00:27
Общество

Декан МГУ: В отличие от Запада мы соединяем теорию и практику

Зачем хореографу письменный экзамен, и почему Онегин не очень любил Татьяну
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №161 (5834)
По данным социологов, самыми популярными творческими специальностями у молодежи стали веб-дизайнер, ведущий-шоумен и модель. Они потеснили певцов, танцоров и художников. Почему молодежь плохо воспринимает классическое искусство? Зачем Московскому университету "изящный" факультет? И как сдать письменный экзамен по балету? Об этом и многом другом обозреватель "РГ" беседует с деканом факультета искусств МГУ им. Ломоносова профессором Александром Лободановым.
Читать на сайте RG.RU

Александр Павлович, оказывается, у нас можно встретить балетмейстера с дипломом МГУ. Почему в классическом вузе нужно готовить теоретиков и практиков искусства? Есть же профильные заведения.

Александр Лободанов: Не удивляйтесь. Факультет изящных искусств был в Московском университете с самого начала. Многие из истории прекрасно знают, что в 1755 году, когда он открылся, было три факультета: философии, медицины и права. Но художественное образование называлось не факультетом, а классами. Учили пению, танцу, рисованию, игре на скрипке, архитектурному построению. То есть всему тому, чему мы учим сейчас.

Вы конкурируете с другими творческими вузами?

Александр Лободанов: Нет. У нас другие стандарты обучения, другая концепция и другие задачи. Российские творческие вузы, особенно сейчас, больше внимания уделяют практике. За рубежом, например, в Берлинской академии искусств, четко разделяют: либо теория, либо только практика. Либо вы играете на скрипке, либо четыре года изучаете квартеты Брамса. В университете штата Нью-Йорк в США есть факультет гуманитарных наук и искусств. Тот же подход. В теории - много политологии, религии. Проблемами "жизни" искусства и его современного состояния никто не занимается.

Мы же стараемся гармонично соединять теорию с практикой. У нас фундаментальное теоретическое искусствоведческое образование, ведущая кафедра - семиотики и теории искусства. И большой объем практики - в тех же объемах, какие положены по министерскому стандарту в творческих вузах. Например, у студента певческого отделения должно быть четыре индивидуальных встречи с преподавателем в неделю. Наши педагоги эти четыре встречи с каждым отрабатывают.

Есть художественные и музыкальные лаборатории, учебный театр.

Кто ваши выпускники?

Александр Лободанов: Актеры театра, оперные певцы, балетмейстеры, хореографы. К нам приходят выпускники школ, и уже состоявшиеся профессионалы. Допустим, у балерины к 40 годам танцевальная карьера, считай, уже закончена. Что делать? Мы даем хорошую педагогическую и искусствоведческую подготовку, после чего можно и хореографом работать, и в журналах по искусству.

Но в первую очередь факультет искусств создан, чтобы выпускать людей счастливых: не просто "натасканных" красиво поднимать ноги или бегло перебирать клавиши. Образование - основа счастья человека, в этом я уверен.

В Интернете прочитал недавно список идеалов современного молодого человека, который составили ребята из какого-то молодежного движения. Три позиции - здоровый, успешный, радостный. Вроде бы все правильно и хорошо. Но образования-то нет и в помине. По данным ВЦИОМ, 52 процента молодых людей 18-24 лет считают примером для подражания представителей "золотой молодежи", 42 процента - бизнесменов и олигархов.

52 процента россиян 18-24 лет хотят подражать "золотой молодежи"

Многие творческие вузы ЕГЭ не жалуют. А вы?

Александр Лободанов: Я противник ЕГЭ в том виде, в каком экзамен сейчас существует. Основная ошибка ЕГЭ, на мой взгляд, в том, что воспитание и образование - главные задачи школы, подменяются натаскиванием, механической подготовкой. Школьники у нас замечательные, я это знаю точно: моя старшая невестка работает в школе психологом, а племянница - завуч. Детям просто не дают времени на формирование своей мысли.

Несколько лет назад в демо-версии ЕГЭ по литературе был вопрос: "Любит ли Онегин Татьяну?". И ответы: "Да", "Нет", "Да, но не очень". Правильным ответом считался третий. Скажите, ну как можно отношения героев Пушкина сводить к банальности! Почитайте их письма, сцену, когда в конце Онегин признается в любви, а Татьяна отвергает. Какое там "любит, но не очень", как можно ставить какие-то галочки? А получается, грубо говоря, что, если школьник ответит "да, но не очень", его можно брать в университет на филфак?.. Подобная система сильно сужает кругозор школьников в старших классах. Критический взгляд и самостоятельность мышления оказываются практически не нужны.

Другая беда, которую я вижу сегодня - подмена понятий. Вместо выбора профессии и вуза, некоторые школьники выбирают экзамен. Да тот, который легче сдать.

Слышала, что сейчас снижается количество желающих поступать на творческие специальности. Вот в Гнесинке недобор на отделение композиторов. Это связано с демографическим спадом или есть другие причины?

Александр Лободанов: У нашей молодежи не развита и не воспитана эстетическая потребность. И школа ее не воспитывает, и семья. А ведь рисовать, петь и ритмически двигаться - такие же врожденные естественные функции, как дыхание и зрение. Художественная практика должна стать обязательной для школьников. Только так можно воспитать эстетическую потребность рисовать, слушать музыку... Кстати, мы сейчас вводим курс танца для всех специальностей, как это и было еще во времена Ломоносова. Танцующий человек "вытанцовывает" негативные эмоции. Вот почему это необходимо!

Сегодня, увы, понятие прекрасного сильно заужено. Искусство и культура воспринимаются молодежью как развлечение, а не как основа воспитания счастливого человека.

У вас есть творческий конкурс?

Александр Лободанов: Конечно. Как у всех творческих вузов и факультетов, с этого года он в двух частях - письменный и устный. И, признаться, я не уверен в необходимости письменной части.

Объясните, как балерине сдавать танец письменно? Как певице петь "от руки"? А хореографу? Па-де-де ведь на бумаге не распишешь.

Образование МГУ им. Ломоносова