17.07.2012 00:43
Экономика

Из-за простоя машин на границе Россия ежегодно теряет 15 млрд рублей

Околотаможенные коммерческие структуры должны исчезнуть с границы
Текст:  Виктория Романова
Российская Бизнес-газета - : №26 (855)
Российская таможня коррумпирована и бюрократизирована. Этот факт, давно известный бизнесу, признает и власть. "Наша таможенная структура, несмотря на то, что мы ее стараемся менять уже лет десять, все равно остается крайне формальной, весьма затратной, весьма бюрократической и, к сожалению, очень коррумпированной", - сказал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, комментируя выступление на форуме "Иннопром" одного из иностранных участников.
Читать на сайте RG.RU

Многокилометровые очереди на границе и экономические потери, выраженные в миллиардных суммах, в значительной степени являются следствием неэффективного таможенного администрирования. Эта очевидная для участников ВЭД истина наконец-то стала предметом серьезного внимания властей, что дает надежду на скорое изменение сложившейся ситуации. Активную позицию заняли и депутаты Государственной Думы. На вопросы "РБГ" отвечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

- Участники ВЭД уже давно ставят вопрос о том, что деятельность таможенных органов - чуть ли не основной тормоз на пути внешнеторговых потоков. Неужели они наконец услышаны?

- Так сложилось, что таможенная служба - весьма закрытая. Она живет сама по себе: издает свои приказы, распоряжения, сама их исполняет, сама контролирует, сама дает им оценку, и это не всегда сочетается с интересами государства и участников рынка. Что противоречит и рыночным принципам, и принципам борьбы с коррупцией. За последние месяцы руководство страны неоднократно указывало на необходимость неотложного решения проблем, связанных с таможенным администрированием.

У Всемирной таможенной организации есть лозунг: "Границы страны разделяют, а таможни соединяют", то есть таможня должна содействовать внешнеэкономической деятельности, оперативно обрабатывая внешнеторговые грузопотоки. В нашем же случае, к сожалению, тромбы создаются зачастую искусственно, снижая интенсивность ВЭД и инвестиционную привлекательность страны. Экономике жизненно необходимо, чтобы все те государственные органы власти и правоохранительные органы, которые обязаны надзирать и контролировать в том числе деятельность таможни - минэкономразвития, минтранс, ФАС, Генеральная прокуратура и др. - активизировали выполнение своих прямых функций. Наша задача - сделать все, чтобы артерии страны работали по закону и без тромбов.

- Как будет решаться эта задача? Россия вступает в ВТО, и логично предположить значительное увеличение внешнеторговых грузопотоков. Готовы ли к этому наши пункты пропуска?

- Из-за простоев только автотранспортных средств на границе российская экономика теряет не менее 15 млрд рублей ежегодно. Это происходит в значительной степени из-за неэффективной работы таможенных органов. В связи с вступлением России в ВТО прогнозируется рост внешнеторгового товарооборота до 40% по отношению к существующему. Чтобы полноценно обслуживать эти товаропотоки, время проведения всех контрольных операций в совокупности не должно превышать двух часов, а у нас в отдельных автомобильных пунктах пропуска, например Северо-Западного региона, стало нормой тратить на них по несколько суток. Случалось, очереди достигают 40 км, а время ожидания в них доходит до 5 суток. Известны смертельные случаи водителей в очередях. Куда это годится?

С экономической точки зрения простои - это не только потери предпринимателей, но и увеличение себестоимости и конечной стоимости товара.

Наши полярники, отбывающие на станции из портов Мурманска и Архангельска, рассказывают, что ждут неделю, а то и две, пока таможня посчитает все спички, соль, сахар, валенки и т.д. и взыщет с них госпошлину. То есть бюджетная организация ФТС России взимает пошлину с другой бюджетной организации - полярников, тормозит ее работу, направляет платежи за абсолютно бессмысленные процедуры, в которых заняты сотни людей и расходуются опять-таки бюджетные средства. В то же время 70% наркотиков, потребляемых в России, попадают к нам через пункты пропуска.

К слову, что касается ВТО, нам нужно создавать постоянно действующий орган по защите интересов предпринимателей. Например, в Китае постоянно работают 10 тысяч юристов, которые предупреждают, консультируют, защищают национальный бизнес. Мы тоже должны защищать свой бизнес, а не создавать для него препятствия.

Есть ведь и еще один мощный, глобальный вопрос - это вопрос транзита. В Японии, Корее, Китае огромное количество развитых производств, чья продукция предназначена для европейцев, это колоссальный потенциал для России как транзитной территории. Казалось бы, морской путь из стран АТР дешевле, но путь по суше существенно короче! Перевозка грузов морем изымает средства из оборота на 40 дней, а железной дорогой - на неделю, что даже при двойном по сравнению с морским тарифом удорожанием для предпринимателя предпочтительнее, потому что деньги не замораживаются на долгий срок.

Но что, извините, с того, что железная дорога промчит груз с востока на запад за неделю, если с двух сторон груз ожидают тромбы? Он встанет на границе и простоит там еще неделю. Причем наиболее остро эта проблема ощущается все на том же северо-западном и западном направлениях (Печоры-Псковские, Ивангород, Бусловская, Валуйки, Белгород) - время ожидания прохождения таможенного контроля в этих пунктах пропуска и на подходах к ним составляет 5-7 суток.

- Но ведь таможенные органы вроде вводят современные схемы таможенного оформления, вот только что ввели обязательное предварительное информирование...

- Ничего не поможет, если грузопотоки будут сдерживаться искусственно. К сожалению, в таможенных органах имеет место серьезная коррупционная составляющая в виде навязывания предпринимателям услуг собственной коммерческой структуры при перемещении грузов через границу. Участников ВЭД вынуждают проходить оформление, а зачастую еще и необоснованные досмотры и другие процедуры через предприятия "РОСТЭК", 100% владельцем которого является ФТС, то есть государство. В свою очередь ФГУП "РОСТЭК" создал сеть коммерческих структур, они и занимаются коммерцией под обеспечением таможни. При этом дополнительные финансовые расходы бизнеса на порой абсолютно ненужные действия исчисляются сотнями миллионов рублей и тормозят пересечение границы.

Приведу пример. Недавно мы сделали депутатский запрос по компании "Бест прайс", которая обслуживалась "РОСТЭКом", затем предпочла для себя более удобный маршрут и выбрала другую компанию. Тут же начались досмотры, проволочки при таможенном оформлении от 3 до 9 дней, корректировка таможенной стоимости и другое давление, вынудившее компанию вернуться обратно к "РОСТЭКу". Или вот еще. На одном из терминалов Псковской области фирма "Одежда 3000" отказалась производить таможенную очистку в "РОСТЭКе". Ее груз три дня держали на складе временного хранения, ссылаясь на недочеты в документах. Грузовладелец приехал в Москву, в режиме удаленного выпуска по этим же документам легко все оформил и уехал. Теперь он обслуживается в Белоруссии, там ему оказывают услуги, там же и плату за них получают и там же создаются рабочие места, платятся налоги и т.д. Где же тут государственный подход?

- Владимир Путин на встрече с предпринимателями в начале мая указал на необходимость изменения ситуации, ликвидации ГУПов.

- Тем не менее "РОСТЭК" и сегодня существует. Предприятие давно готовится к приватизации, это особенно заметно по тому агрессивному рыночному поведению, с каким он разными путями присваивает себе пакеты акций других таможенно-логистических операторов, искусственно повышая свою капитализацию. По сути это уже практически сформировавшаяся монополия, и наша задача не дать приватизировать это действительно крупное предприятие в интересах нескольких лиц.

- Еще в 2008 году было принято распоряжение правительства N 907-р, согласно которому коммерческие структуры вообще должны быть удалены с территорий пунктов пропуска.

- Это лишний раз свидетельствует об игнорировании ФТС указаний правительства страны. Таможенный контроль на границах необходимо ограничить проверкой средств идентификации грузовых мест и товаросопроводительных документов. Также для снижения коррупциогенности, по нашему мнению, важно ускорить внедрение безбумажных технологий таможенного оформления и контроля. Максимальное ограничение личного контакта с инспектором безусловно ускорит товаропотоки.

В пунктах пропуска должна остаться только система учета въезда/выезда транспортных средств и контроля за доставкой товаров на внутренние терминалы. А вот уже там таможенные органы будут реализовывать свою фискальную функцию.

По всем этим проблемам Комитет Госдумы по транспорту уже сделал ряд депутатских запросов в Контрольное управление президента РФ, Федеральную антимонопольную службу, Генпрокуратуру. Наши выводы признаны правильными. Мы формируем координационный совет, который будет общественной площадкой в рамках Открытого правительства и на который возлагаем большие надежды - именно здесь будут предлагаться, обсуждаться и приниматься согласованные решения по оптимизации форм и методов работы таможенных органов для обеспечения беспрепятственной работы участников ВЭД.

ВЭД Транспорт