Так, в плачевном состоянии находится отечественная холодильная промышленность. И если бы речь здесь шла только о бытовых холодильниках, крытых катках или овощехранилищах! Продукция холодильной промышленности необходима для охлаждения атомных реакторов, стволов артиллерийских и ракетных установок, создания стратегического запаса продовольствия на случай войны или стихийных бедствий и т.д.
Тем не менее, по словам председателя правления Россоюзхолодпрома Юрия Дубровина, с 1990-х годов откровенно деградирует. Ввоз зарубежного оборудования уже перевалил за 90% - только четыре наших предприятия из двухсот работают на чисто российском оборудовании. А таможенно-тарифная политика построена таким образом, что поощряет импорт и в то же время препятствует выходу отечественного оборудования на международные рынки. Присутствие в ВТО, считает Дубровин, эту ситуацию только усугубит.
Модернизацию промышленных производств осложняют не контролируемые государством просроченные задолженности. По словам вице-президента ассоциации "Безопасность бизнеса" региональных ТПП Олега Московского, сегодня в энергетике это около 500 млрд руб., обрабатывающих производствах - 336 млрд, металлургических - 68,5 млрд. В ряде отраслей задолженность растет большими темпами, что сильно снижает их инвестпривлекательность.
"За последние пару лет мы вынуждены были подать около 30 исковых заявлений в арбитражный суд о взыскании задолженности с наших заказчиков, - подтвердил "РБГ" гендиректор производственно-строительной компании "Пластметалл" Сергей Набатников, - но дело продвигается туго, видимо, из-за того, что в каждом случае речь идет о вроде бы небольших суммах. Но для малого предприятия и 1 млн - сумма ощутимая".
Кстати, потенциал развития малых предприятий Набатников видит в тесном сотрудничестве с крупными машино- или приборостроительными заводами. Такая практика применяется во всем мире. Так, немецкий концерн "Ауди" уже долгое время закупает алюминиевые панели крепления приборов на малом предприятии численностью всего 20 человек и площадью 500 кв м. Эластичные муфты карданных валов, применяемые на заднеприводных автомобилях, BMW поставляет фирма численностью 100 чел. Такое сотрудничество выгодно и крупному заказчику. Продукция поступает по жестким калькуляциям, цены из года в год не меняются.
В последние годы государство много сделало для модернизации крупных машиностроительных заводов, считает Сергей Набатников. Степень механообработки там довольно высока и часто не уступает уровню западных. Однако часто получается так: станки есть, а некому на них работать. И вот здесь на помощь должно прийти малое предприятие, где при разумном управлении деталь реально сделать раза в три дешевле, чем на предприятии-заказчике.
Но ресурсы малого предприятия в большинстве случаев скромны и не позволяют быстро проводить модернизацию. Поэтому нам необходима программа взаимодействия малых и крупных предприятий в сфере машиностроения. Она должна включать прямые инвестиции государства в малые предприятия в форме беспроцентного лизинга оборудования при условии производства на этом оборудовании продукции по фиксированным ценам в рамках госзаказа. И участие крупных предприятий в уставном капитале малых своим оборудованием, и обеспечение "меньшого брата" стабильными заказами. А чтобы исключить риск утраты оборудования, площади для размещения малого предприятия можно предоставлять на территории заказчика - их, как правило, бывает в избытке.