17.07.2012 00:03
Культура

Русский музей подготовил экспозицию, посвященную 1812 году

В Русском музее открылась выставка "1812 год"
Текст:  Елена Елагина
Российская газета - Федеральный выпуск: №161 (5834)
К 200-летию победы над Наполеоном Русский музей подготовил экспозицию, в которой, кроме живописных полотен и графики, и предметы декоративно-прикладного искусства, и мебель тех лет, - все, что, по мнению организаторов, передает атмосферу того времени, представляет 1812 год глазами его современников.
Читать на сайте RG.RU

Встречает нас череда живописных портретов героев 1812 года. Среди них - известнейшая работа Ореста Кипренского - портрет полковника Евграфа Давыдова (двоюродного брата поэта-гусара Дениса Давыдова, после войны ставшего генералом). Портрет - своеобразный эталон образа героя той войны. Но в экспозиции еще 7 рисунков Кипренского, запечатлевшего Алексея и Михаила Ланских, Алексея Томилова и других героев в минуты "отдыха после боя".

В соседнем зале - бюст Александра I, бронзовые проекты скульптора Б. Орловского памятников фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли (сами памятники, как известно, завершают ансамбль Казанского собора), а также конный портрет генерала Войска Донского Матвея Платова.

Здесь же и картина И. Лучанинова "Благословение ополченца 1812 года".

Любопытно, что поначалу в том же 12-м году, 13 апреля, классу живописи портретов Академии художеств дали задание "представить рекрута, прощающегося со своим семейством". Но война заставила изменить "прощание рекрута" на "благословение ополченца"...

Разнообразна на выставке и графика. Здесь и листы из путевого графического альбома англичанина Дж.-Т. Джеймса, путешествовавшего по России в 1814 году, - "Руины Москвы после пожара 1812 года", "Руины дома Аничковой в Москве", "Руины дома Салтыкова в Москве"...

Политической карикатуре отведен отдельный зал: Кукрыниксы ведь возникли не на пустом месте, - антинаполеоновские раскрашенные офорты, имеющие в основе принцип лубка (изображение подкреплено текстом), остро реагируют на военные события, высмеивают нравы, моды и вообще все французское. Замечательна "Наполеонова пляска" Ивана Теребенева, в которой Бонапарт пляшет между мужиком с дудкой и мужиком с кнутом: "Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: попляши же, басурман, под нашу дудку!"

Граф Федор Толстой виртуозно вырезал из черной бумаги многофигурные композиции - и здесь представлены его "В атаку", "Военная застава", "Наполеон наблюдает движение своих войск". Отдельно представлены виньеты О. Кипренского, Ф. Толстого и Е. Корнеева к поэтическим элегиям на смерть молодого графа Александра Павловича Строганова, выехавшего с отцом в действующую армию и убитого под Краоном (Франция) в 1814 г.

Множество изделий из фарфора и стекла с портретами героев, канделябры, мебель с изображениями античных доспехов - все посвящалось разгрому Наполеона. Хрустальные бокалы и стопы Императорского стеклянного завода украшали портреты Александра I, Кутузова и других героев войны. Так много золота и много пиитета. А может, так и надо помнить о славе предков - и не стесняться этого не только в дни юбилеев?

Живопись Санкт-Петербург Северо-Запад