19.07.2012 00:40
Экономика

Ишаев: Крупные авиакомпании должны сами обслуживать Дальний Восток

К 2012 году в развитие Дальнего Востока вложат более 9 триллионов рублей
Текст:  Виктор Васенин Марина Грицюк Александр Шансков
Российская газета - Федеральный выпуск: №163 (5836)
Когда-то, в советские времена, Дальний Восток как магнит притягивал молодых людей, искавших не только романтики, но и интересной и благополучной жизни. Сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот.
Читать на сайте RG.RU

Авачинская сопка, возвышающаяся над Петропавловском-Камчатским - городом на Дальнем Востоке России. Фото:Александр Лыскин/РИА Новости www.ria.ru

Как и чем сейчас живут люди на этой территории, какие у нее перспективы, возможны ли новые волны переселения россиян на Дальний Восток? На эти и другие вопросы ответил на "Деловом завтраке" в "РГ" министр России по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель президента  РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. 

Виктор Иванович, 30-40 лет назад человек, летевший на Дальний Восток в качестве молодого специалиста, не платил за авиабилет, получал "подъемные", а через год - квартиру. Назовите хотя бы три причины, по которым молодой специалист может полететь на Дальний Восток сегодня.

Ишаев: Трудно проводить параллели с прошлым. Раньше человек, прожив на Севере определенный период, мог обеспечить комфортную дальнейшую жизнь не только себе, но и своим детям и внукам. Люди ехали на Дальний Восток, потому что там можно было выжить. Сегодня ситуация иная. И чтобы людей вновь появились причины туда ехать, нужно решить пять задач: достойная оплата труда, жилищная программа, программы здравоохранения, образования, развития культуры.

 
Видео: Александр Шансков

Но как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Сегодняшний системный кризис показывает, что Россия для своего развития и выживания должна дружить не только с Европой. В Европе достигнут хороший уровень жизни, там никогда не будет высоких темпов роста. Сама жизнь заставляет развернуться на восток. И именно это сейчас и происходит. Россия поняла, что ей нужно работать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А Дальний Восток - это фасад, та структура, через которую наша страна может интегрироваться, или, хотя бы, развивать торгово-экономические отношения со странами АТР.

Со стороны России на Дальний Восток пошли серьезные инвестиции. До 2015 года в проекты, которые уже начали реализовываться на этой территории, будет вложено 3,3 триллиона рублей. К 2018-2020 годам инвестиции составят более 9 триллионов рублей. И это уже дает основания для того, чтобы молодежь задумалась о переезде.

Пять причин лететь в Хабаровск

Рынок труда региона сегодня предлагает 120 тысяч рабочих мест. Там трудятся 160 тысяч иностранных работников, то есть  людей не хватает. Нет хороших специалистов для строительства нефтепровода и других объектов. Хотя заработная плата на Дальнем Востоке выше, чем в европейской части страны. Есть компании, которые помогают своим работникам решить жилищную проблему. У военных остаются нераспределенными четыре тысячи квартир. Есть хорошие университеты и возможность бесплатно  получить качественное образование. Эти факторы позволяют приезжать и достойно жить.

Если говорить о переезде, нельзя не затронуть транспортный вопрос. Тарифы на авиаперевозки и железнодорожный транспорт из центральной части России на Дальний Восток в этом году сильно поднялись. С чем это связано и можно ли ждать их снижения?

Ишаев: Проблема одна - монополизм. Я не могу вызвать к себе руководителя авиакомпании и сказать: "Снижайте цены". Для этого есть антимонопольная служба, которая должна следить состоянием конкурентной среды. Но видимо, существующие механизмы не срабатывают.

А как обстоят дела с развитием средне-магистральной авиации на Дальнем Востоке. Ведь там много зон, куда можно добраться только по воздуху? 

Ишаев: Нужны хабы. Но этот проект не так просто реализовать. Сегодня субъекты и муниципалитеты на практике не потянут свою авиацию, даже при том, что строительство инфраструктуры и посадочных полос берет на себя федеральный бюджет. По идее, крупные авиакомпании должны полностью взять на обслуживание этот регион, проложить маршруты внутри него и за пределы, в том числе за границу. Но пока выстроить удобную транспортную цепочку не получается.

Макроэкономика Авиатранспорт ДФО Минвостокразвития Дальний Восток