19.07.2012 00:08
Культура

В Москву привезли шедевры западноевропейской живописи из музеев Украины

Шедевры западноевропейской живописи из украинских музеев в Москве
Текст:  Виктор Васенин Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №163 (5836)
Совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, который представляет 100 произведений из девяти украинских собраний, можно увидеть в Музее личных коллекций до 9 сентября.
Читать на сайте RG.RU

Название "Возвращение "Святого Луки". Западноевропейская живопись VI-XVIII веков из музеев Украины" отсылает не только к популярному детективному фильму 1970 года, но прежде всего к полотну Франса Хальса, о чьих приключениях в России и Украине на протяжении трех веков можно снимать остросюжетный сериал. Еще в 1959 году нужно было доказывать, что хранящиеся в Одесском музее западного и восточного искусства портреты двух евангелистов Св. Луки и Св. Матфея написаны не неизвестным русским художником XIX века, а знаменитым голландцем Франсом Хальсом в XVII столетии. К слову сказать, двух других "хальсовских" евангелистов европейские эксперты обнаружили и атрибутировали только в 1974 и 1997 годах. Загадка превращения подлинника Франса Хальса в работу "неизвестного художника" тем интереснее, что изначально, в 1773 году, четыре полотна голландца были куплены в Амстердаме по поручению Екатерины II для Эрмитажа. В 1812 году  портреты евангелистов среди других 30 произведений были переданы для украшения католических церквей Таврической губернии. Жест, между прочим, весьма выразительный, демонстрирующий отношение к костелам в Российской империи.

 
Видео: Виктор Васенин

Чуть больше века "Евангелисты" Хальса, по-видимому, мирно жили в одном из храмов Одессы. Но после Гражданской войны следы их терялись. Легенда гласит, что много лет спустя куратор Одесского музея купил приглянувшиеся полотна на одном из блошиных рынков за 9 рублей. Во время войны, естественно, было не до атрибуции. И лишь в 1959 году Франса Хальса наконец "узнали". Но на этом приключения голландца в России и Украине не кончились. В 1965 году "Святого Луку" отправили на выставку в Москву, где он был... похищен. Причем чуть ли не сразу после заявления Екатерины Фурцевой, тогдашнего министра культуры, что в Советском Союзе картины не похищают. Портрет нашелся через год. К счастью, его смогли реставрировать после годового укрытия "за печкой". В 1960-е об этой истории знали только музейщики и антиквары "черного рынка", которые пережили поистине черный год, ни сном ни духом не ведая о местонахождении картины Хальса. В 1970-м об этом сняли фильм - без упоминания о реальных событиях. И вот почти полвека спустя "Евангелиста Луку" и "Евангелиста Матфея" снова можно увидеть в Москве. Они (особенно Лука) похожи на старых крестьян, с натруженными руками, непривычными к перу и письму. Они по-крестьянски основательны и почти по-детски бесхитростны. Перед нами - идеальные свидетели событий Евангелия, которые стараются передать виденное собственными глазами точно и просто.

По легенде куратор Одесского музея купил полотна на блошином рынке за 9 рублей

История полотен Франса Хальса - лишь один из примеров драм, которые пришлось пережить произведениям искусств из украинских собраний. Точнее, можно говорить о драматической истории целых коллекций и украинских музеев. Две мировые войны, две революции, Гражданская война и деятельность знаменитого Госторга (создан в 1922 году), который конфисковывал из музеев и продавал за границу лучшие работы (например, диптих Лукаса Кранаха старшего "Адам и Ева"), определили судьбу практически всех музеев. Тем не менее художественные собрания Украины остаются и сегодня одними из интереснейших в Европе. Часть произведений пришли из богатейших коллекций польских магнатов, например, князей Раздвиллов, графов Илинских, Потоцких... Дворец Потоцких в Тульчине современники в XVIII веке называли "Подольским Версалем". Другая часть происходит из собраний дворян, например, из имения князей Репниных в Яготине. Кроме того, и в царских резиденциях на Южном берегу Крыма тоже были свои галереи. В XIX веке коллекционированием увлеклись предприниматели, знаменитые "сахарные короли" Терещенко, Харитоненко... Наконец, появились меценаты, сознательно создающие музеи для публики. Богдан Иванович Ханенко и его супруга Варвара Николовна (урожденная Терещенко) более сорока лет собирали коллекцию, которая вместе со зданием предназначалась в дар Киеву. Они же создали первый публичный научный музей в Киеве. Во время Гражданской войны Варвара Николовна отказалась уезжать из страны и увозить коллекцию, оставшись вместе с ней в Киеве.

Отдельные работы из украинских музеев приезжали в Москву, но никогда не было такого целостного коллективного проекта, для которого подготовлен научный каталог, а ряд работ впервые покинули запасники. Помимо двух редчайших византийских икон VI века здесь можно увидеть раритеты раннего итальянского Возрождения (в том числе расписной ларец-реликварий XIV века для францисканского монастыря в Умбрии), впечатляющие "Похороны монаха" (1730-е) Алессандро Маньяско, "Се Человек" Бернардо Строцци, натюрморты, жанровые сцены и мифологические композиции голландской и фламандской школы (в том числе полотно Якоба Йорданса "Сцена из истории Амура и Психеи" и эскиз Пауля Питера Рубенса "Речное божество и две нимфы"), тончайший "Натюрморт с венчиком для шоколада" испанца Хуана де Сурбарана...

Не менее важно, что этот проект, который входит в цикл "Под сенью дружных муз...", демонстрирует музейное братство, в котором любовь к искусству и культурному наследию важнее любых политических разногласий. Потому что все пройдет, а "Святой Лука" останется.

Живопись Москва Столица