Основной поток транспорта в Шелковской район идет из Ножай-Юртовского, Курчалоевского и Гудермесского районов, так как выходцы из этих территорий проживают на противоположном берегу реки. Пока жителям сел приходится ездить по существующим дорогам через город Аргун, станицу Червленая или территорию Дагестана, делая крюк в 170 километров.
Работы на путепроводе, начавшиеся полтора года назад, сейчас находятся на стадии завершения. Корреспонденты "РГ" добирались к мосту семь километров по пыльной грунтовой дороге. Посреди степи увидели металлический каркас огромного сооружения, конец которого упирался в горизонт. Вокруг ревела и рычала спецтехника, шли сварочные, слесарные, инженерные и другие работы. На участке трудились 30 человек. До сдачи объекта осталось всего несколько месяцев - ввод путепровода в эксплуатацию намечен на ноябрь 2012 года.
- На этом месте дремучие леса были, сначала пришлось вырубить их. Потом осушали болота, ведь Терек рядом, дорогу для себя проложили, чтобы стройматериалы возить. Работали круглосуточно в любую погоду, - рассказал начальник участка Магомед Гараев. - Здесь были задействованы десять экскаваторов, более сорока КамАЗов, с десяток пятидесяти- и стотонных кранов. Сейчас самые тяжелые работы позади. Осталось возвести дорожную насыпь, проложить асфальт, сделать перила, подвести электричество... Это мелочи. Главное - сам мост уже готов.
Металлическую часть конструкции заказывали в Омске, а бетонную делали сами. Сооружение имеет шесть широких пролетов, а его ширина вместе с тротуарными дорожками составляет 16 метров. Строение и опоры спроектированы с учетом девятибалльной сейсмичности района.
Завершаются работы и по изменению русла Терека, которое до сих пор пролегало параллельно дорожному полотну, и вода периодически размывала его. Как выяснилось, там, где мы стояли, еще недавно лягушки квакали, а Терек теперь течет на три километра дальше.
- У меня на этой стройке личный экономический интерес, - шутит сварщик из Ножай-Юртовского района Беслан Габараев. - Благодаря этому мосту мой район скоро не будет находиться на отшибе. К родственникам в Шелковской район будет проще ездить, а то ведь через дагестанский Хасавюрт все сейчас добираются. Местные жители с нетерпением ожидают сдачи моста в эксплуатацию.
Как объяснил Магомед Гараев, в Ножай-Юрте в 1980-х годах сошли оползни, и большинство людей переехали в равнинный Шелковской район. Сейчас эти две территории связаны родственными узами. А у чеченцев это едва ли не главное в жизни. На праздники и похороны со всей республики едет вся многочисленная родня. А ведь некоторые многодетные сельские семьи едва сводят концы с концами, и дальние поездки для большинства разорительны. Поэтому значение этого моста трудно переоценить.
Неудивительно, что трудоустроиться на стройку из окрестных сел приезжали толпы людей, соглашаясь на самую тяжелую работу.
Устроиться сюда на работу стремились сотни местных жителей, поэтому у подрядчика появилась возможность выбрать лучших специалистов.
- У нас не было возможности всех взять, поэтому выбирали лучших, - рассказал бригадир Хамид Эскиев. - До сих пор к нам на работу мужчины в очередь выстраиваются, ведь здесь платят неплохую по местным меркам зарплату: в среднем - 30 тысяч рублей. Деньги дают вовремя, поэтому с дисциплиной проблем нет, полная взаимозаменяемость, скользящий график.
Тяжелый труд отчасти компенсирует бесплатное трехразовое питание. Неподалеку находится городок, где живут приезжие строители. В вагончиках есть душ и кондиционер.
В этом году в планах министерства автомобильных дорог Чечни начать строительство 11 мостов республиканского значения. В обозримом будущем минавтодор планирует возведение путепровода протяженностью 266 метров в станице Ищерской Наурского района, он сократит расстояние до центральных районов ЧР в полтора раза. С его строительством в регионе будет три моста-великана, и все перекинутся через Терек. Первый уже есть, он соединил трассу Грозный - Прохладный - Кизляр в станице Червленой.
Яха Махматхаджиева, первый заместитель министра автомобильных дорог Чеченской Республики:
- Сейчас в республике строятся или реконструируются 41 дорога, 12 мостов и 115 улиц в муниципальных образованиях. Одновременно осуществляется содержание всех 3016 километров трасс республиканского значения. Вместе с тем дорожники не ограничиваются запланированными мероприятиями. Значительная часть маршрутов приходится на горную местность, где происходят оползни, обвалы, осыпи, а в период дождей горные реки иногда полностью смывают дороги и мосты. Тогда возникает необходимость восстанавливать десятки, а то и сотни километров трасс. При планировании работ учитываем необходимость снижения риска при чрезвычайных ситуациях. Однако полностью реализовать намеченное не удается из-за ограниченного финансирования. По этой же причине в отрасли не обеспечены нормативы денежных затрат на ремонт и содержание дорог.
Между тем
Министерство автомобильных дорог ЧР разработало долгосрочную программу развития объектов дорожного строительства до 2025 года, реализация которой обеспечит строительство трасс, соответствующих необходимым нагрузкам и интенсивности движения. Документ предусматривает реконструкцию и строительство 1524 километров автодорог, 137 мостов общей протяженностью 4223 метра. Благодаря программе на территории Чечни будут открыты транспортные коридоры "Восток - Запад" и "Север - Юг", что обеспечит передвижение грузов и пассажиров по кратчайшему пути с территорий соседних регионов Юга России в направлении Закавказья и других зарубежных стран, улучшит экологическую обстановку в республике, снизит количество ДТП. Ориентировочная стоимость программы 75 миллиардов 897 миллионов рублей.